Войдите на сайт


20.09.13 13:41, Пятница

Среднеуральская ГРЭС – первая в СССР электростанция на отечественном оборудовании

Среднеуральская ГРЭС – первая в СССР электростанция на отечественном оборудовании

РИА «Энергетика и ЖКХ» продолжает знакомить читателей с историей становления уральской энергетики. В девятнадцатом выпуске вы узнаете, с какими трудностями столкнулись строители Среднеуральской ГРЭС

18 октября группа геологов под руководством В.Н. Ермилова начала изыскательские работы на восточном берегу Исети для выбора места для будущей ГРЭС. Строительство Среднеуральской ГРЭС в 30 километрах от Свердловска началось ранней весной 1931 года. Это была первая в СССР электростанция, возводимая без участия иностранных специалистов. Кроме того, оснащалась она только отечественным оборудованием. Лес для первых бараков возили на лошадях по льду реки Исеть. Как и везде в то время, стройка велась вручную, силами окрестных крестьян.

Группа первостроителей. Ноябрь, 1931 г.

В Музее энергетики Урала сохранились воспоминания неустановленного очевидца: «Первым было нелегко. Учились на ходу. Не обошлось без ошибок. Например, фундамент первого генератора залили бетоном на треть метра выше нормы, пришлось вручную отбойными молотками отбивать все лишнее. Черепашьими темпами строилась железная дорога от станции Шувакиш. Не быстрее продвигалось рытье самотечного канала: скалу рвали динамитом, а обломки убирали в основном вручную, так как маломощный экскаватор не справлялся.

Железнодорожная станция Исеть, куда приходили грузы, находилась на другой стороне озера. Их приходилось грузить на баржи и понтоны, переправлять водным путем длиной в 6 километров. Двойная перевалка таила неприятные сюрпризы: так уронили 26-тонный ротор турбины низкого давления, и его пришлось отправлять на ремонт в Ленинград».

Паровоз ОД — 931, с которого в декабре 1935 г. подавали пар на турбину №1 Среднеуральской ГРЭС. На этом паровозе с 1935 по 1941 гг. проработал ветеран СУГРЭС Карпов Петр Борисович

«Черепашьи темпы» сменились на бурные после прихода нового директора стройки А.А. Котомина. Этот легендарный энергетик, родом из семьи питерских интеллигентов, прибыл в Свердловск из Ленинграда, где руководил всей энергетикой. Котомин имел два образования – электротехническое и морское. В современном Санкт-Петербурге яхт-клубы на Крестовском острове – его рук дело.

Во время своего руководства стройкой СУГРЭС Алексей Антонович успел соорудить Водный клуб для сотрудников электростанции и закупить яхты. Свой рабочий день он заканчивал строго в шесть часов, после чего вести деловые беседы категорически отказывался, а вместо того гонял на яхте со своим замом в качестве матроса и катался на лошади. При этом за год своего руководства строительством Котомин сумел сделать больше, чем все его предшественники за предыдущие 3,5 года.

Легендарный инженер А.А. Котомин

Первый турбоагрегат мощностью в 50 мВт пущен 5 января 1936 года. Второй – 29 марта 1937 года.

Этот год ознаменовался еще и массовыми репрессиями, затронувшими большую часть энергетиков СУГРЭС. В 1937 г. был арестован и А.А. Котомин. После трех с половиной лет заключения он умирает в лагере в 1942 году. Позднее был арестован и молодой главный инженер СУГРЭС, выпускник УПИ, причем двух факультетов – тепло — и электроэнергетического, В.А. Ефимов. Ему, единственному из 22 репрессированных сугрэсовцев, посчастливилось вернуться через 10 лет. По его воспоминаниям уральский писатель-любитель А.П. Казанцев напишет книгу «В загоне».

Главный инженер СУГРЭС В.А. Ефимов после этапирования в Североуральск

Акт о приемке СУГРЭС в эксплуатацию подписан только в1938 году. В связи с этим многие работники СУГРЭС награждены орденами и медалями. Среди них – главный инженер С.И. Молоканов, который впоследствии станет главным инженером Уралэнерго. 6 июля 1939 года введен третий блок, этим событием завершена первая очередь электростанции.

К следующей странице истории ГРЭС мы вернемся, когда будем рассказывать об участии энергетиков в Великой Отечественной войне. А в следующем выпуске мы познакомим вас с еще одним детищем первых пятилеток – Березниковской ТЭЦ — 4.

Валерия Горонкова

Комментарии (0)

  • Купить квадроцикл
  • Товары для детей. Сведения об оплате и доставке.
  • atvarmada.ru
 
   
       
       

Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн