13.11.12 13:15, Вторник
Елена Довлатова: Рассчитывать на сказочного инвестора, который придет в отрасль, нельзя
Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения рассказала в эксклюзивном интервью РИА «Энергетика и ЖКХ», почему у россиян нет хорошей воды
Елена Владимировна, какие ключевые проблемы в водоснабжении вы можете отметить?
Основная проблема — качество воды, которую поставляем. Большое количество проб не соответствует санитарным нормам. Причин несколько, с одной стороны, взаимоотношение предприятий ВКХ с управляющими компаниями. Конечный потребитель получает воду, прошедшую через внутридомовые и внутриквартальные сети, которые зачастую не поддерживаются в нужном состоянии, в них происходит загрязнение ресурса, а потребитель по определению считает, что виновен водоканал.
Еще одна причина – низкий тариф на воду, конечно, не по всей стране, но в ряде городов можно с уверенностью сказать, что тариф очень низкий, около 7 рублей за 1000 л. По такой цене обеспечить идеальное качество трудно. Сложно назвать идеальный усредненный тариф, потому что источники, затрата энергии, необходимые реагенты, рельефы местности — разные. Однако тариф должен быть экономически обоснованным. Не только соответствовать сведению концов с концами, чтобы хватало финансовых средств не только на реагенты и низкую зарплату обслуживающего персонала, но и на модернизацию, замену сетей, промывку, реконструкцию…
Рассчитывать на кого-то сказочного инвестора, который придет, тоже нельзя, потому что источником возврата инвестиций все равно является тариф. С моей точки зрения, очень важно изменить конструкцию управления, то есть вести серьезную государственную политику в области водоснабжения, иначе в скором времени можем придти к трудностям необратимого характера.
Еще одна серьезная проблема отрасли — состояние водных источников. Истощены водоносные горизонты, очень плохо занимаемся изучением подземных источников. Неизвестно, какой запас подземной воды имеем. Лишь знаем, какого качества у нас надземные источники, из которых мы берем сейчас воду. А качество оставляют желать лучшего, потому что они загрязнены. Конечно, есть проблемы с нормативным регулированием отрасли, но это, скорее надстройка, а не базис.
В каких регионах, на ваш взгляд, наиболее серьезно стоит проблема обеспечения населения питьевой водой, и с чем это связано?
Вопрос щекотливый, и конкретные регионы я не назову. Хорошо обеспечена водными источниками Сибирь, при этом там проживает малое количество населения. А в европейской части — максимальная плотность населения и минимум водных источников. Кроме того, загрязнение в европейской части гораздо выше, чем в Сибири.
На Всероссийском совещании в Екатеринбурге вы отметили, что львиную долю в тарифе предприятий ВКХ занимает стоимость электроэнергии. Как можно снизить эту нагрузку?
В резолюцию конференции мы указали свои предложения, но их будет трудно реализовать, потому что энергетическая отрасль будет стоять насмерть. У нас совершенно несимметричные условия поставки электроэнергии водоканалам и наши поставки воды жителям.
Предприятия ВКХ электроэнергию закупают на тех же условиях, что и другие хозяйствующие субъекты. К примеру, пивоваренный завод «берет» ее на тех же условиях, что и водоканал, но при этом бутылка пива продается по цене никем не ограничиваемой, а тот же объем воды – по копеечной цене… Вряд ли это возможно, чтобы мы имели равные условия при таком раскладе.
Тариф для коммунальных предприятий ограничен предельным индексом, в результате его рост — ниже инфляции. Доля электроэнергии в итоге в тарифе разрастается, в некоторых регионах составляет до 50 %. Рынок электроэнергии свободный, мы покупаем ресурс по рыночной цене, а воду продаем по фиксированной. И вот этот дисбаланс очень тормозит развитие отрасли. Кроме того, по договорам мы вынуждены платить энергетикам авансы, чего нам никто не платит. По сути, кредитуем их без наличия финансовых источников для этого. И также мы им вынуждены платить за недобор и перебор электроэнергии. И в результате получается не очень удачная конструкция. Нам бы хотелось хотя бы симметрии: если с нас берут авансы, пусть нам тоже аванс платят, если нам ограничивают тариф, то и электроэнергетикам пусть ограничивают. Тогда это было бы разумно.
Правительство рассматривает вариант введения RAB-регулирования в тепло — и водоснабжении. Ожидается, что это позволит привлечь инвесторов в отрасль. Как вы оцениваете эту инициативу?
Признаюсь, оценки не радужные. С одной стороны, идея долгосрочных тарифов разумная, но, к сожалению, она будет очень плохо реализовываться, если мы стартуем с тарифами, которые сейчас имеем. До тех пор, пока мы не сделаем тариф экономически обоснованным, как в Европе, хотя бы один-два евро, то идея может зачахнуть на этапе ее реализации. Точка отсчета должна быть экономически обоснованной, иначе смысла во всем этом просто нет.
Кроме того, я выступаю за двуставочный тариф в водоснабжении и водоотведении. При котором плата делится на постоянную и переменную составляющие. Первая — за возможность подключиться к системе, тогда водоканал может рассчитывать на постоянный объем средств, а люди должны понимать, что они платят за доступность водопровода. Вторая – за конкретный объем ресурса, который потребляет человек. Поясню, если человек, допустим, уехал в отпуск, ресурс не потребляет, соответственно, его не оплачивает. При этом в системе водоснабжения ничего не изменилось, предприятиям необходимо иметь средства для ее поддержания в норме, но этих денег они не получают.
Уже с 2013 года в некоторых регионах страны будут введены соцнормы потребления коммунальных услуг. Как вы относитесь к этому нововведению?
Это катастрофическая идея. Я категорически против и считаю ее абсолютно антинародной. В первую очередь, она затронет малоимущие слои населения. Люди, которые плохо обеспечены, сегодня имеют возможность получать субсидии из местного бюджета. И их платят. С введением социальной нормы получится, что, предположим, плата снизится не намного, но человек будет лишен возможности получить субсидию.
В результате аварии на водоводе в городе Березники Пермского края горожане остались без воды на двое суток. При этом процесс подвоза воды, по их словам, был организован очень неграмотно, не хватало машин. Как вы считаете, можно ли каким-то образом изменить ситуацию, когда из-за одного порыва без воды остается почти весь город? Может ли повториться такая ситуация в других городах, и что нужно сделать, чтобы минимизировать риски?
По российским СНиПам в городах необходимо иметь как минимум два водовода. Если происходит порыв, то должна быть возможность переключения на другой водовод. К сожалению, во многих городах резервных водоводов нет. Конкретной статистики по этой проблеме мы не имеем, потому что в целом системы водоснабжения городов – информация считается секретной. Но, конечно же, на таких территориях должны проходить учения ГО и ЧС, и предприятие, и власти должны быть готовы обеспечить население водой путем ее подвоза. Я надеюсь, при планировании схем водоснабжения городов будут прокладывать резервные источники и водоводы.
В данном случае авария произошла на водоводе, который арендует коммерческая структура. Предварительная причина – износ инфраструктуры. На ваш взгляд, есть ли принципиальная разница в плане финансирования ремонтов со стороны частных и муниципальных владельцев сетей?
Мы неоднократно проводили исследования в рамках Ассоциации, пытались понять, какие предприятия работают успешнее. И пришли к выводу, что нет никакой зависимости от формы собственности: и там, и там есть как позитивные, так и негативные примеры. Однако мы можем исключительно уповать на политические решения: там, где сильная власть, там все нормально. Проблемы там, где власть не в состоянии или не желает решать проблемы.
Какими темпами, по вашим оценкам, идет оборудование индивидуальными и общедомовыми приборами учета потребления холодной воды?
Люди, установившие у себя приборы учета, понимают, что это выгодно. Однако норматив в холодном водоснабжении низок, он недостаточен, чтобы стимулировать людей к установке приборов. Если бы по нормативу потребляли 500 литров в сутки, а по прибору учета – 90, то завтра мы бы все с приборами учета сидели. Поэтому ситуация сложилась странная: с одной стороны, власти говорят, ставьте приборы учета, с другой – мы не сделаем норматив не народным. А зачем ставить прибор, если по нормативу потребляем 150, а льем 200 литров.
В одном из интервью вы обозначили проблему недостаточного разбора воды. Почему это происходит, и к каким последствиям ведет?
Благодаря установке приборов учета, мы все стараемся экономить. И если раньше предприятие ВКХ поставляло 100 кубов, то сейчас все меньше и меньше. За последние десятилетие объем потребления воды снизился почти вдвое. Снижение потребления влияет на скорость течения воды и наполняемость труб, что приводит к их вторичному загрязнению.
Сегодня довольно много говорят о водоснабжении, но практически в стороне остается тема водоотведения. Как вообще в этой сфере обстоят дела, какие проблемы вы можете выделить?
Проблем много. В канализации износ сетей еще выше, чем в водопроводе. Брянская трагедия показала, что эти проблемы существенны, в сутки у нас происходит до двух таких провалов. Страдает и окружающая среда. При тарифном регулировании отрасли отсутствует государственная поддержка строительства очистных сооружений, что в конечном итоги приводит к загрязнению водных источников. Получается замкнутый круг.
Вопросы: Анастасия Паначева, Анна Жилова
Комментарии (1)
|
|||
