Четверг, 29 июля 2021 года
ГЛАВНОЕ » Здоровье » Новый класс молекул может защитить мозг от инсульта и нейродегенеративных болезней

Исследование, возглавляемое профессором Николасом Базаном из Университета штата Луизиана, привело к открытию нового класса молекул в мозгу, синхронизирующего общение клеток, нейровоспаление и иммунную активность в ответ на травму или болезнь.

Элованоид – биоактивные химические посланники, сделанные из жирных кислот омега-3. Они выделяются по необходимости, когда клетки повреждены или находятся в стрессовом состоянии. Ученым и раньше было известно о таких посланниках. Открытием стал факт существования элованоидов из 32-34 углеродных атомов, отметил профессор Базан.

«Мы ожидаем, что эти структуры помогут лучше понять процессы взаимодействия клеток, необходимые для сохранения нейронных контуров и помогающие их восстановлению после инсультов», — сказал специалист.

Исследование представлено в Science Advances. Опыты показали, что элованоиды не только защищали нервные клетки и помогали им выживать, но и способствовали сохранению их целостности и стабильности.

«Результаты стали прорывом в понимании того, как мозг сохраняет свои функции под действием пагубных факторов, вроде инсульта, болезней Альцгеймера или Паркинсона, — сказал доктор Базан. – Ключом к способности стал способ взаимодействия нейронов. Открытые молекулы участвуют в передаче сообщений, обеспечивая точность потока информации. Элованоиды могут играть главную роль, выступая в качестве синаптических организаторов, особенно важных при болезнях, вроде аутизма и бокового амиотрофического склероза».

Молекулы, названные ELV-N32 и ELV-N34, активируются, когда клетки страдают от дефицита кислорода (глюкозы) или эксайтотоксичность – ранних признаках инсульта, эпилепсии, травмы и других подобных болезней. Авторы определили концентрации и терапевтические окна, когда вещества обеспечивают защиту нейронов. В случае с инсультом ЭЛВ уменьшали размер пораженного участка, запуская механизмы восстановления.