Среда, 20 октября 2021 года
ГЛАВНОЕ » Энергетика » Поставили рекорд. Министр энергетики отчитался по итогам деятельности ведомства в 2016 году

Поставили рекорд. Министр энергетики отчитался по итогам деятельности ведомства в 2016 году

Министр энергетики отчитался по итогам деятельности ведомства в 2016 году. Несмотря на сохраняющуюся в стране сложную экономическую ситуацию, все отрасли топливно-энергетического комплекса в 2016 г. показали позитивную динамику.

В нефтяной и угольной отраслях поставлены рекорды по добыче: добыто 547, 5 млн тонн нефти и 385,7 млн тонн угля. По добыче газа Россия впервые за последние три года вышла на положительную динамику, достигнув отметки в 640,2 млрд кубометров. Выработка электроэнергии выросла на 2,1 %, составив 1071,8 млрд кВт-ч (для сравнения, в предыдущие годы рост составлял менее одного процента).

Потребление в стране растет, потребители, заверил министр энергетики России Александр Новак, обеспечены необходимыми ресурсами, при этом оте­чественный ТЭК сохраняет лидирующие позиции на мировой арене: Россия занимает первое место в мире по добыче нефти и газового конденсата, второе – по добыче газа, пятое – по добыче угля и выработке электроэнергии. Итоги работы Минэнерго России и основные результаты функционирования топливно-энергетического комплекса в 2016 г. обсудили на заседании Общественного совета при Минэнерго России 17 марта в Общественной палате РФ.

Снять барьеры

Одним из ключевых направлений деятельности ведомства в 2016 г. стала работа с зарубежными коллегами по стабилизации рынка нефти.

– 10 декабря подписано историческое соглашение с ОПЕК и странами, не входящими в картель, по ограничению добычи. За три месяца его действия мы видим положительные эффекты по стабилизации нефтяного рынка, они связаны не только с дополнительными поступлениями в бюджет Российской Федерации, но и значимы для компаний, поскольку способствуют восстановлению инвестиционного процесса и увеличению их выручки. Кстати, проведение переговоров между странами оказывало существенную поддержку ценам в течение всего 2016‑го и ограничивало спекулятивное давление на нефть, – прокомментировал министр.

В предыдущем году Минэнерго продолжало работу над проектом Энергетической стратегии России до 2035 г. В конце декабря проект документа получил одобрение на совещании у председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и, по итогам доработки, в феврале 2017‑го внесен в правительство. В ведомстве рассчитывают, что Стратегия будет утверждена в этом году, что позволит обеспечить потребности социально-экономического развития страны и технологическую независимость энергетического сектора, совершенствовать территориально-производственную структуру ТЭКа. Также на повестке дня – обновление генеральных схем развития нефтяной и газовой отраслей на период до 2035 г.

Особое внимание – снятию административных барьеров и избыточных требований в сфере топливно-энергетического комплекса. Соответствующая работа велась с профессиональным сообществом, получены и проанализированы предложения по внесению изменений в законодательство.

Позитивные сдвиги

Говоря о показателях нефтяной отрасли, министр акцентировал внимание на том, что в 2016‑м объем капитальных вложений, по сравнению с предыдущим годом, вырос на 12 %, составив 1 трлн 210 млрд руб. Кроме того, удалось нарастить эксплуатационное и разведочное бурение на 12 и 14 % соответственно – такие позитивные сдвиги в условиях снижения цен очень важны.

– Сейчас мы работаем над новой системой налогообложения. Для дополнительного вовлечения в разработку еще порядка пяти миллиардов тонн нефти и повышения коэффициента ее извлечения, а также увеличения отраслевых налоговых поступлений Минфин совместно с Минэнерго разработали концепцию введения налога на дополнительный доход от добычи нефти, соответствующий закон внесен в правительство. Ожидаем его принятия в этом году, – пояснил Александр Новак.

Среди задач нефтяной отрасли на текущий год он выделил ввод в эксплуатацию и завершение реконструкции восьми технологических установок на нефтеперерабатывающих заводах страны.
По добыче газа Россия занимает второе место после США. За нами – Иран, Катар и Канада. Кстати, существенно вырос экспорт отечественного газа, включая сжиженный природный газ: в 2015‑м этот показатель составлял 192,5 млрд кубометров, в 2016‑м – уже 208,6 млрд.

В рамках развития экспортной инфраструктуры реализуются проекты «Сила Сибири», «Северный поток-2» и «Турецкий поток». В этом году планируется запуск первой линии проекта «Ямал СПГ».

– Одна из задач на 2017‑й – упрощение процедуры подключения к сетям газораспределения. Правительством утверждены соответствующие нормативно-правовые акты, одна из целей которых – снизить сроки подключения потребителей к таким сетям с 592 до 170 дней, то есть в три с половиной раза, – уточнил министр.

Продолжается газификация страны. По итогам 2016‑го показатель газификации составляет 67,2 %. Но рост по сравнению с предыдущим годом, надо признать, чисто символический – всего один процент.

Зато быстрее, чем планировалось, развивается угольная отрасль: пять лет назад, актуализируя программу ее развития, Минэнерго ставило задачу выйти на текущий показатель по добыче лишь к 2030 г. Такая динамика, по словам господина Новака, обусловлена в основном ростом экспорта, поскольку сам внутренний рынок растет медленнее, даже, можно сказать, несколько стагнирует. В 2016‑м поставки угля на внутренний рынок сократились на 4,3 процента – со 175,5 до 167,9 млн тонн.

При этом важнейшая задача – совместно с другими органами власти обеспечить промышленную и экологическую безопасность в угольной отрасли через совершенствование нормативно-правовой базы.

Электроэнергетика – в зоне пристального внимания

В 2016‑м в стране введено 4,29 ГВт новых генерирующих мощностей, прирост установленной мощности по России – около 0,9 ГВт.

В июне 2016 года президентом РФ подписан Федеральный закон № 196‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики», который предусматривает создание условий для проведения в электроэнергетике единой технической политики, что должно повысить безопасность эксплуатации объектов, надежность энергоснабжения, придать необходимый импульс дальнейшему развитию отрасли.

– Фактически с момента реформы электроэнергетики актуализация соответствующих нормативно-правовых актов не проводилась, мы начали эту работу не так давно, – пояснил министр. – В прошлом году мы ставили перед собой задачу совершенствования системы планирования в электроэнергетике, возвращения ее к централизованной системе. На уровне правительства одобрено наше предложение о создании единого центра компетенций по вопросам перспективного планирования в электроэнергетике – речь идет не только о полномочиях по генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики, но и схем, и программ развития. Созданием такого центра планируем заняться в этом году.

Коснулся глава ведомства и реформирования рынка тепловой энергии:

– В декабре Госдума в первом чтении приняла законопроект, предусматривающий поэтапный переход на новую модель регулирования. В феврале состоялись парламентские слушания, где прозвучали замечания профессионального сообщества и представителей отрасли. Надеемся, документ будет принят во время весенней сессии. Мы возлагаем большие надежды на новую модель рынка тепла, она способна придать импульс развитию отрасли теплоснабжения, помочь в ликвидации «перекрестки» между теплом и электроэнергией и, что немаловажно, обеспечить надежное и качественное теплоснабжение каждого потребителя, – подчеркнул господин Новак.

Ведется работа по повышению доступности энергетической инфраструктуры. В 2016‑м позиция России в рейтинге Doing Business по показателю «Подключение к электрическим сетям» заметно улучшилась: наша страна заняла 30-е место среди 190 стран, хотя, например, в 2015‑м была лишь на 143‑м, а в 2013‑м и вовсе 188‑м месте. При этом индекс надежности электроснабжения потребителей электроэнергии в Москве и Санкт-Петербурге получил максимально возможную оценку – 8 баллов.

В качестве индикаторов доступности присоединения к электросетям рассматривались такие показатели, как срок, количество этапов и стоимость подключения. Не последняя роль отводится поддержке зеленой энергетики, направленной на развитие производства в России основного и вспомогательного оборудования для возобновляемой энергетики, в том числе с целью его дальнейшего экспорта.

В целом, за прошлый год в электроэнергетике принято три федеральных закона, 26 постановлений, 11 распоряжений и 41 приказ. В работе – около сорока проектов нормативно-правовых актов.

– Задач на 2017 год много. Продолжается работа, связанная с необходимостью утверждения концепции развития конкуренции на розничных рынках электроэнергии; создание механизма вывода неэффективной генерации; лицензирование энергосбытовой деятельности; повышение эффективности и бесперебойного электроснабжения объектов, в том числе задействованных при проведении в 2018‑м в нашей стране чемпионата мира по футболу, – отметил министр. – Подходит к завершению реформа государственного управления в области энергоэффективности. В прошлом году большую работу провели федеральные органы государственной власти и муниципальные учреждения. По итогам 2016‑го снижение энергоемкости оценивается в 10,9 процента по отношению к 2007 году, это несколько лучше прогнозов. В полную силу заработал предложенный Министерством механизм налоговых льгот для энергоэффективного оборудования. Требования к технологиям освещения, особенно в части светодиодного, доведены до мирового уровня, а в некоторых областях, кстати, превосходят его. В целом, 61 процент крупнейших компаний внедрил систему энергоменеджмента, 39 процентов субъектов – региональный стандарт популяризации энергосбережения и повышения энергоэффективности, а 48 процентов субъектов – требования к энергоэффективности при строительстве и капитальном ремонте.

Говоря о популяризации энергосбережения, Александр Новак напомнил, что в 2016‑м впервые прошел Всероссийский фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче, мероприятия которого охватили 77 субъектов и более 200 тыс. россиян.

В рамках работы по инновационному развитию – еще одной важной составляющей деятельности ведомства – реализуется дорожная карта внедрения инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса.

Сформирован набор соответствующих инструментов инновационного развития. Один из них – отбор и реализация проектов, имеющих общенациональное значение (национальные проекты). В 2016‑м принято три таких проекта: два в электроэнергетике, один в сфере нефтепереработки.

Впервые в прошлом году Министерством утвержден Прогноз научно-технологического развития отраслей ТЭКа России на период до 2035 г. Такого документа в стране не было со времен СССР, а ведь именно он задает целевые ориентиры для развития и внедрения инновационных технологий, современных материалов в ТЭКе.

Итоги впечатляют, но…

Минэнерго России вошло в Топ-10 лидеров роста Рейтинга открытости федеральных органов власти-2016, переместившись, по оценке ВЦИОМа, с 22‑го на 12 -е место из 38 ФОИВов. На это повлияли такие факторы, как рост общей информированности о деятельности ведомства; рост доступности, понятности и доверия транспортируемой информации; улучшение взаимодействия с референтными группами и населением. Не последнюю роль сыграло повышение эффективности реализации таких механизмов, как организация независимой антикоррупционной экспертизы, формирование отчетности и работа с открытыми данными.

Комментируя услышанное, председатель Общественного совета при Минэнерго России, президент, председатель правления Сбербанка России Герман Греф подчеркнул: ведомством проведена действительно большая работа, охвачены многие важнейшие направления.

С этим согласился министр РФ Михаил Абызов, отметив, что, ко всему прочему, Минэнерго учло замечания, поступившие год назад на подобном заседании, и начало применять в своей работе качественно новые форматы визуализации и описания своих нормативно-правовых актов, переводя бюрократический язык на более простой и понятный бизнесу и гражданам.

– Также на 2016 год ставилась задача по окончанию разработки и внедрению в эксплуатацию ГИС ТЭК, но эта работа до конца не завершена, хотя наиболее значимый ее объем выполнен. Хотелось бы, чтобы она продолжилась в текущем году. Если говорить об озвученных целях и задачах на 2017‑й, в том числе о реформировании модели рынка тепла, хочу заметить: Минэнерго только, что называется, раскочегарилось и вышло на рабочие обороты, хотя там еще много вопросов, которые до сих пор не урегулированы. С моей точки зрения, в 2017‑м на этом стоило бы акцентировать внимание, – заметил Михаил Абызов.

Александр Новак в ответ заверил, что данное направление для ведомства действительно является приоритетным, и, хотя основная работа проведена в 2016‑м, расслабляться никто не собирается – нужно доводить до ума и принимать закон.

Участники заседания признали: итоги деятельности Министерства впечатляют, но складывается ощущение, что за масштабными проектами упускают развитие инфраструктуры в муниципальных образованиях. Все‑таки уровень газификации в 67 % для такой страны, как наша, – откровенно говоря, небольшой. И хотя министр среди приоритетных задач назвал повышение доступности энергетической инфраструктуры, вопрос в том – коснется ли это маленьких городов и стоит ли ждать рывка в газификации.

Александр Новак согласился:

– С одной стороны, показатель в 67 процентов невелик в формате всей страны, но с другой – у нас есть свои особенности. Например, в Армении газификация составляет 90 с лишним процентов, но там все компактно. У нас же большая дифференциация между регионами: в одних уровень газификации составляет 100 процентов, особенно это касается западной части России, а некоторые регионы полностью не газифицированы, обеспечиваются другими источниками энергоснабжения, либо газифицированы частично за счет сжиженного углеводородного газа. Конечно, при реализации этой задачи рассматриваются социальный и экономический аспекты, поскольку развитие инфраструктуры сегодня финансируется из нескольких источников, многое зависит от возможностей софинансирования со стороны муниципальных образований и субъектов. Эта работа идет, но, поверьте, Россия никогда не будет газифицирована на 100 процентов, поскольку в отдельных регионах экономически неэффективно строить газотранс­портную инфраструктуру. Каждая территория рассматривается, исходя из реальных потребностей в газификации и ее целесообразности. Ежегодно «Газпром» выделяет порядка 30 миллиардов рублей для развития своей части газотранспортной инфраструктуры, примерно столько же – субъекты и муниципальные образования. Я согласен с тем, что эту работу необходимо ускорять, но поймите: каждый следующий процент газификации дается сложнее.

Итоги заседания подвел Герман Греф:

– В Министерстве работает хорошая, конструктивно настроенная команда. Безусловно, многое зависит от самого лидера, который не позволяет себе отмахнуться от критики и любых замечаний, всегда готов к дискуссии. Такой подход дорогого стоит, его стоило бы взять на заметку другим ведомствам.

0 комментариев

*

Комментарий: