РЕФОРМА ЖКХ – хотели как лучше, а получилось как всегда
«История это фонарь в будущее,
который светит нам из прошлого...»
В.О. Ключевский
2012 год объявлен годом российской истории, что приурочено к празднованию в 2012 году 1150-летия российской государственности. Присоединимся и мы к этой замечательной инициативе и начнем цикл статей о ЖКХ с краткого экскурса в историю данного явления.
К слову сказать, история ЖКХ будет подревнее российской государственности. Не побоюсь утверждать, что и у пещерных людей была своя система ЖКХ с вполне схожими задачами и принципами.
Однако мы пропустим эти несколько тысячелетий и начнем отсчитывать историю российского ЖКХ примерно с 1959 года, когда стали появляться первые ЖЭКи и ЖЭУ (жилищно-эксплуатационные конторы и управления).
До того момента основанная часть населения проживала еще в деревнях, да и города по большей части представляли собой то, что сейчас именуется «частный сектор», то есть индивидуальные жилые дома, часто с прилегающими огородами.
Имеющиеся относительно немногочисленные многоквартирные дома были представлены либо бывшими «доходными домами», либо коммунализированными многокомнатными городскими усадьбами бывших эксплуататоров человека человеком, а также немногими строящимися «сталинками».
Домовые органы управления были весьма многообразны и, как правило, и помимо хозяйственных несли много других функций, включая и партийно-организационную ( — Мы, управление дома, — с ненавистью заговорил Швондер, — пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома … общее собрание, рассмотрев ваш вопрос, пришло к заключению, что в общем и целом вы занимаете чрезмерную площадь. Совершенно чрезмерную. Вы один живете в семи комнатах.).
И только хрущевская массовая застройка многоквартирными домами вызвала необходимость становления ЖКХ как системы.
Последующие становление и развитие этой системы подарило нам еще большее количество аббревиатур, в частности:
ЖКО — Жилищно-Коммунальный Отдел
ЖЭС – жилищно-эксплуатационная служба
РЭП и РЭУ — ремонтно-эксплуатационное предприятие и управление
ДЕЗ — Дирекция Единого Заказчика
и прочая, и прочая.
В девяностые все это многообразие названий сохранялось, но по своей организационно-правовой форме, как правило, представляло собой государственное или муниципальное унитарное предприятие.
И вот все это ушло в прошлое, к сожалению, совсем не бесследно, а именно – сформировав психологию нескольких поколений российских граждан. И это настолько значимый момент, что, пожалуй, ему будет посвящена отдельная статья. Ибо опять же не побоюсь утверждать, что современная не всегда радостная ситуация с ЖКХ на 80% сформирована именно этой психологией, а не жилищными кодексами и обветшавшими коммуникациями ( — Нет, — совершенно уверенно возразил Филипп Филиппович, — нет. … разруха не в клозетах, а в головах.).
Тем не менее, продолжим по порядку. Итак, новый Жилищный кодекс РФ был введён в действие с 1 марта 2005 года. Случилась РЕФОРМА (в нашей стране реформы скорее случаются, чем готовятся).
Что же на этот раз принесло нам это слово, такое манящее в перестроечные восьмидесятые, пугающее в лихие девяностые и приевшееся в успокаивающиеся двухтысячные?
Что удивительно (но вспоминая ту самую психологию – как раз не удивительно) большинство населения почти ничего и не заметило.
А ведь, по сути, эта реформа куда как значимей чем даже ваучеризация и приватизация предприятий.
Ведь на самом деле, что изменила ваучеризация для рядового гражданина? Как работал слесарь шестого разряда Петр Петрович на заводе, как сейчас говорят «на дядю», так и продолжил.
Только раньше «дядя» был государством – Советским Союзом (который собственно будучи «самых честных правил» потом «не в шутку занемог»). Олицетворял же «дядю» директор завода Василий Васильевич.
После ваучеризаций Петр Петрович продолжил ходить на тот же завод к тому же станку. Да и Василий Васильевич остался на том же месте, удачно приватизировав завод на себя и близких родственников из горкома партии и райкома комсомола.
Здесь же жилищным кодексом реформа полностью перевернула саму основу отношений, касающихся жилья (или «жилища» как это называет Конституция: Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.)
А значимей эта реформа потому как жилье гораздо важнее многих других вещей. Как известно, без пищи человек может прожить больше месяца, без воды несколько дней. А вот на морозе без тепла – едва ли несколько часов.
Итак, суть реформы проста и элегантна, и даже почти логична: собственники помещений получают не только все права и обязанности связанные с этой собственностью, но и даже, страшно сказать, право выбора того, кто эту собственность будет обслуживать, вплоть до того, что управлять непосредственно или объединиться в товарищество собственников жилья, и в нем опять же или нанимать свой штат, или выбрать управляющую компанию. Или просто выбрать управляющую компанию.
Пожалуй, с управляющими компаниями и были связаны основные надежды. Вроде как если вам не нравятся государственные и муниципальные предприятия с их бюрократизмом и нежеланием работать, давайте отдадим все в коммерческие структуры.
И традиционной российской бескомпромиссностью, все или ничего, система накренилась в противоположную крайность: государство все отдало на откуп этим самым структурам и самим собственникам, отобрав даже у самого себя почти все контрольные функции. Последнее кстати, скорее обрадовало чиновников. Вроде бы удивительно, как же без контрольных функций, как же тогда жить (а точнее на что жить?).
Но в том то и дело, что в администрациях управления ЖКХ остались и чем-то продолжили заниматься, но теперь на все жалобы граждан на управляющие компании трафаретно отвечали, что «не наделены контролирующими функциями, информацией не располагаем, рекомендуем обращаться в суд». И все. Правда через шесть лет законодатель спохватился и часть контроля пришлось все-таки вернуть изменениями в ЖК РФ вступившими в силу в июне 2011 года (как, почему и зачем – тема следующей статьи).
Таким образом, предполагалось, что граждане начнут выбирать только самые лучшие, самые надежные и качественные управляющие компании. Те, в свою очередь, начнут конкурировать между собой, бороться за собственников. Становясь с каждым днем все надежнее и качественнее. Красота! Но не получилось…
Такое чувство, что законодатель ориентировался на какой-то не наш, другой народ. Активный и целеустремленный, который только и ждал момента, когда можно будет взять свой собственный дом в свои руки, начать заботиться о нем, не выкручивать лампочку в подъезде, а, наоборот, вкручивать, не мусорить в подъезде, а, наоборот, убирать за собой и за другими. Ну и, конечно же, граждане мечтали поскорей пойти разбираться в преимуществах той или иной форм управления, сопоставлять управленческую и хозяйственную документацию управляющих компаний…
По правде сказать, такие граждане действительно были. И даже по несколько на дом. Но на общее собрание приходили только эти несколько активистов и еще несколько соседей у которых не нашлось более интересных занятий. Так что даже необходимого кворума собрания, как правило, не набиралось.
Но это мудрый законодатель это как раз предусмотрел. В соответствии с ЖК РФ администрациями были проведены конкурсы и жилфонд распределен между внезапно образовавшимися управляющими компаниями.
Те, кто считает, что это были (и есть) независимые компании, созданные простыми инициативными гражданами, те явно не из нашей страны. А кто, думает, что конкурсы проводились исключительно по критериям профессионализма и надежности, тот вообще с другой планеты.
Конечно же, чиновники и директора РЭМПов первыми догадались, куда ветер дует, и первыми же осуществили косметическую операцию по прибавлению трех букв к уже имеющимся названиям. Так в Екатеринбурге появились ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района» или ООО «УК «РЭМП-Эльмаш».
То есть как видно из названий, город как сладкий пирог, нарезался конкурсантам целыми районами.
Хотя чиновников больше, чем районов, поэтому возникли компании помельче. Тогда, как ножичком аккуратно вырезались внутри районов квадраты и многоугольники. Иногда как топором – куда попало. Например, Ботанический микрорайон – р-р-раз – и разрублен по Тбилисскому бульвару: все, что справа — ООО «УК Чкаловская», а все, что слева — ООО «УК РЭМП УЖСК».
И вот вместо полной свободы — что-то противоположное. Как раньше государь жаловал дворянина деревенькой с тысячей душ крепостных, так и сейчас целые районы-кварталы внезапно «по конкурсу» передались в управление нескольким ЗАО и ООО с уставным капиталом в 10 000 руб. и ежедневным оборотом денег в несколько миллионов у каждого. Хотя кто виноват?
— Это вас вселили в квартиру Федора Павловича Саблина?
— Нас, — ответил Швондер.
— Боже! Пропал калабуховский дом! — в отчаянии воскликнул Филипп Филиппович и вплеснул руками.
— Что вы, профессор, смеетесь? — возмутился Швондер.
— Какое там смеюсь! Я в полном отчаянии, — крикнул Филипп Филиппович, — что же теперь будет с паровым отоплением!
В итоге путь российского ЖКХ – это поэтапное снятие государством с себя ответственности за жилой фонд.
Первоначально государство – собственник фонда, о котором соответственно заботится как о своем, а ЖЭКи – его учреждения, за которые оно несет полную ответственность, в том числе и материальную.
Второй этап – ГУПы и МУПы, за действия которых, согласно гражданскому законодательству, также во многом отвечает их собственник – государство.
Третий этап – государство умыло руки и ушло из сферы ЖКХ в длительный отпуск.
Правда, как уже упоминалось, начался четвертый этап, когда государство обнаружило, что испанская недвижимость непрерывно дорожает, но появляется в списках имущества директоров управляющих компаний, а вот с новыми инженерными сетями обратная ситуация – почему-то не появляются.
В следующих статьях мы поговорим
— о конкретных итогах прошедших шести лет заставивших несколько повернуть вектор реформы,
— о том, почему объективно невозможно честно работать управляющей компании в современных условиях,
— о способах сравнительно честного отъема денег у граждан управляющими компаниями и можно ли наоброт,
— зачем и как создать ТСЖ (практические советы).
Виктор Голофаст