24.12.12 18:21, Понедельник

Ямал хотят «надуть» на сотни миллиардов

Ямал хотят «надуть» на сотни миллиардов

На Урале может появиться новый мегапроект, по масштабности не уступающий некогда известному УП-УП. Его разработчики пока не знают, как привлечь инвесторов и власть, но отчего-то уверены, что те «сами придут и все дадут»

Проект развития ветроводородной генерации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа может стать достойным конкурентом «Корпорации развития» (в прошлом – «Урал Промышленный – Урал Полярный»). Впрочем, научное сообщество, дистанцировавшись от финансовой стороны, уже частично раскритиковало технические параметры проекта.

«Работать не с кем, разработок нет, тема неподъемная»

Проект создания на Ямале объектов ветроводородной энергетики представил в Екатеринбурге в рамках конференции «Энерго-Пром-Экспо» гендиректор ООО «Южно-Уральская генерирующая компания», кандидат физико-математических наук Алексей Потапов. Суть – производство диметилового эфира (ДМЭ) с использованием высокоэнергетических ветров Ямала и запасов метана, и дальнейший экспорт его в Европу, США, Китай. ДМЭ, если вкратце, это сырье для химической промышленности, а также универсальный полуфабрикат, пригодный для синтеза моторных топлив, способный и сам выступать в качестве моторного топлива.

Попутно, по замыслу разработчиков проекта по строительству ветровой генерации, его реализация благоприятно скажется на работе угольных электростанций, экологии и даже поможет управлять климатом.

По словам Алексея Потапова, еще в 2005 году по поручению президента РФ бизнесмены Владимир Потанин и Михаил Прохоров вложили 30 млн. долларов в исследование возможности развития водородной энергетики. После мониторинга 250 институтов и организаций, в том числе, РАН, они пришли к выводу, что «работать не с кем, разработок нет, тема неподъемная». Потапов сотоварищи уверяют, что нашли экономически и технически возможное решение.

Он считает, что ставку надо делать на полуостров Ямал, общая ветровая мощность которого составляет 250 ГВт, что равно суммарной мощности Единой энергосистемы РФ. Предполагается, что на территории автономного округа разместятся ветроводородные электростанции, мощность которых пойдет на выработку водорода и кислорода, из которых, в свою очередь, будет производиться ДМЭ. Энергохимический комплекс расположится в районе Салехарда, к нему будет стекаться водород, кислород, электроэнергия, метан, углекислый газ. От Салехарда авторы проекта предлагают пустить трубопровод в Китай – вместо газопровода «Алтай». Разработчики намерены производить 100 млн. тонн ДМЭ в год, в основном, на экспорт.

«После ввода в эксплуатацию примерно 27 ГВт электрической мощности ветряных электростанций (ВЭС) в течение первых 4-6 лет от момента выхода на проектную мощность, в следующие примерно 35 лет наращивание производства ДМЭ и синтетических моторных топлив будет осуществляться, в том числе, с использование выхлопов углекислого газа российских угольных электростанций, металлургических, цементно-химических и других предприятий», — рассказал Алексей Потапов.

Продуктопровод для ДМЭ будет недорогим – вязкость диметилового эфира в 10 раз меньше, чем у керосина. И затраты на транспортировку ДМЭ в разы ниже, чем на транспортировку газа, заверяет он.

По словам Потапова, реализация проекта потребует пересмотра всей энергетической стратегии России. Например, широкие перспективы откроются для Рефтинской ГРЭС – дополнительные 16 млрд. долларов в год за счет утилизации углекислоты в топливо, а золы – в клинкер.

Смета на сотни миллиардов долларов

Стоимость всего проекта разработчики оценили в 850 млрд. долларов, длительность – 40 лет. Государственных затрат – 20 млрд. в энерготранспортный коридор. Авторы предлагают правительству профинансировать:

– проект сверхмощной ЛЭП постоянного тока Бованенково – Салехард – Краснотурьинск – Екатеринбург – Челябинск – Магнитогорск длиной 2300 км. Стоимость: $4 млрд.

– строительство двухпутной (на первых порах – однопутной) железной дороги с севера Свердловской области на Салехард протяженностью 830 км. Стоимость: $3 млрд.

– строительство двухниточного продуктопровода Салехард – Алтай – Китай. Стоимость: $6 млрд.

– строительство продуктопровода по Китаю с участием китайских компаний с заходами в Северную Индию и Сингапур. Стоимость: $4 млрд.

– строительство углекислотного газопровода из Свердловской области в Салехард со шлейфами от Рефтинской, Верхнетагильской, Серовской ГРЭС. Стоимость: $2 млрд.

– прочие инфраструктурные затраты: $1 млрд.

Еще примерно $20 млрд. разработчики предлагают предусмотреть в виде государственных гарантий по кредитам для уральских заводов, которые возьмутся выполнять заказы.

«Стоимость ВЭС — 750 млрд. долл., парка электролизеров – 50 млрд. долл., энергокомплекса — 50 млрд. долл. Итого 850 млрд. – это средства с рынка», — рассказал Потапов. Инвесткомпанию предлагается назвать «Российская водородная компания», в состав учредителей, по замыслу авторов, должны войти Газпром, Новатэк, Роснефть, китайская госкомпания (как основного рынка сбыта) и субъекты УрФО, принимающие участие в проекте.

Причем, ни нефтяники, ни газовики пока не в курсе этого проекта, признался Потапов. Но он уверен, что компании им заинтересуются. «Думаю, что нашими союзниками будут все угольщики, газовики, естественно, и скорее всего, нефтяники», — заявил он.

Удивительно, но с помощью ветряных станций разработчики планируют еще и управлять климатом. «Имея такой инструмент, в этом месте можно аккумулировать порядка тысячи гигатонн воздушной массы. Она накапливается в течение 3-5 дней, в один момент лопасти переводятся во флюгерное положение, сопротивление становится нулевым, и вся эта масса может осуществлять продувку европейской части российской территории вплоть до Черного моря. Таким образом можно разрушать любые блокирующие антициклоны, фактически — управлять климатом», — рассказал Потапов.

«Нужен пилотный проект небольшой мощности, в противном случае мы будем создавать рабочие места для китайцев»

Экспертное сообщество восприняло мегапроект неоднозначно. Например, проректор по научной работе ЮУрГУ Сергей Ваулин – поддержал: «Идея захватывает дух и кажется невероятной, неосуществимой, но, поразмыслив и пообщавшись с автором, своими преподавателями, сотрудниками, мы поняли, что это тот глобальный проект, за который стоит взяться и нужно пробовать осуществить», — заявил он.

Но критики, бесспорно, было больше. Представитель департамента по науке и инновациям ЯНАО заявил, что на Ямале уже был опыт работы ветроэнергетических установок небольшой мощности 3-5 КВт, но закончилось все печально – их уничтожило местное население. «Там были низкочастотные резонансы, и они стояли в местах каслания оленей, эти установки были просто расстреляны из карабина, потому что резко изменились маршруты каслания», — пояснил он. Но Потапов заверил, что эта проблема уже решена, и найден специальный профиль для ветрогенерирующих установок, который не издает ультразвук.

Представитель НПО «Автоматики» заявил, что для реализации такого масштабного проекта нужен поэтапный подход. «Начальная стадия развития этого проекта должна основываться на каких-то реальных затратах. Я думаю, что применение ветроэнергетических установок небольших мощностей будет экономически выгодно и перспективно», — отметил он. Но Потапов был непреклонен: «У нас нет времени, мы много уже потеряли, начиная с 17-го года».

На это доцент кафедры атомных станций и возобновляемых источников электроэнергии УрФУ Владимир Велькин напомнил, что все большие проекты начинались с малых объектов. «Не случайно России повезло в плане органических ресурсов и дана определенная передышка, чтобы не заниматься гигантскими, я бы даже, может, сказал не совсем реалистичными проектами строительства 10-мегаваттных ветроэнергетических установок. Немцы занимаются этим много лет, но их 5-мегаваттные установки сегодня еще испытывают проблемы, связанные, в частности, с температурой воздействия окружающей среды. А Ямал находится на севере, проблемы обледенения до сих пор полностью не решены. У японцев, например, нет «органической подушки», у нас – есть. Куда нам торопиться? Нужен какой-то пилотный проект небольшой мощности, где бы мы сами себе доказали, что можем. В противном случае мы будем создавать рабочие места для китайцев, японцев и еще неизвестно кого, потому что своей технологии у нас нет», — отрезал Велькин.

Но Потапова, казалось, ничем не сломить. Он упрямо стоял на своем. «Мы делаем проект в содружестве с немецкой инжиниринговой энергокомпанией, которая создает ВЭУ. Поэтому сомнений, что получится, у меня нет. А финансовые вопросы будем решать, будем находить инвесторов. У государства деньги брать, скорее всего, не будем. Да точно не будем!», — уверенно заявил он.

Судя по общему мнению научного мира, говорить о скорой реализации проекта не приходится – эксперты отметили много как технических, так и организационных недоработок. Но шанс на существование у него должен быть, заявил гендиректор НПО «Автоматики» Леонид Шалимов: «Один из моих товарищей сказал, что должна стоять перед человечеством какая-то стратегическая идея, чтобы тратить свой интеллектуальный потенциал на нее, а не на развлечения и развитие орудий уничтожения. А иначе мы помрем варварски с айфоном в руках».

Анна Жилова

Комментарии (2)


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн