27.12.12 16:35, Четверг
Энергетика-2012: многоходовка сетей, избыточность генераторов и неопределенность сбытов
Уходящий год был богат на события в отрасли. Многие были непоследовательны и неожиданны, какие-то так и остались в форме декларации о намерениях. Итоги года – в материале РИА «Энергетика и ЖКХ»
На протяжении всего года основным поставщиком инфоповодов оставался сетевой бизнес. Начавшаяся в конце 2011 года смена высшего кадрового состава компаний продолжилась, но если первая волна прямо связывалась с заявлением тогда еще премьер-министра Владимира Путина о коррупции в отрасли, то вторая, по большей части, объяснялась начавшимся реформированием электросетевого комплекса.
Российские сети
Все началось в начале мая: правительство РФ (тогда еще в прежнем составе) приняло решение объединить магистральные и распределительные сети на базе ФСК ЕЭС. Эксперты сразу заговорили: власти признали неэффективность деятельности Холдинга МРСК в решении ключевых проблем отрасли – перекрестного субсидирования, потерь в сетях, слабого контроля над издержками. Гендиректор Холдинга Николай Швец сразу ушел в отставку, и довольно быстро были проведены корпоративные процедуры по передаче Федеральной сетевой компании функций единоличного исполнительного органа ХМРСК.
Смена кабмина и приход к руководству Минэнерго Александра Новака поначалу курс на консолидацию сетей не изменили, но говорить об объединении эксперты стали осторожнее. Бодро начавшееся реформирование вдруг замерло. Наблюдатели были уверены — идет аппаратная борьба, и ждали, кто кого переиграет: руководитель правительственной комиссии по ТЭК, профильный вице-премьер Аркадий Дворкович или его предшественник в кабмине Путина, а ныне секретарь аналогичной президентской комиссии, председатель Совета директоров Роснефти Игорь Сечин.
А в октябре выговорился министр: он вообще не считает правильным перевод компаний на «единую акцию», идеальный вариант, по его мнению, – «сохранить как есть» ФСК и Холдинг МРСК и «постепенно выводить на рынок распределительный комплекс с привлечением инвестиций». Отказ от объединения поддержал Дворкович, еще ранее в его целесообразности усомнился и вице-премьер Игорь Шувалов.
И в ноябре по предложению правительства появились «Российские сети», кардинально изменившие вектор объединения комплекса. По новому замыслу базовой компанией станет не ФСК, а Холдинг МРСК. Указ о его переименовании в ОАО «Российские сети» уже подписал Владимир Путин. В новое ОАО будет внесен государственный пакет акций ФСК (79,5% акций), реструктуризация должна завершиться до 30 июня 2013 года. Как отмечал Александр Новак, операционно и ФСК, и межрегиональные сетевые компании будут оставаться самостоятельными: «Не могут магистральные сети управлять распределительными, и наоборот. Это разные виды бизнеса».
Эксперты и наблюдатели прогнозы относительно будущего электросетевого комплекса делают осторожно. Представители ФСК и ХМРСК выступают сдержанно и дипломатично. В какой-то степени процесс объединения уже начался – готовились к прохождению осенне-зимнего периода компании «в тесном взаимодействии». Но потребители от деклараций и корпоративных процедур пока ощутимых изменений не заметили: «последняя миля» никуда не исчезла, бесхозные провода хозяев не обрели, износ их меньше практически не стал, да и аварии на сетях, будем честны, по-прежнему не редкость.
Новое министерство
Кресло Сергея Шматко в правительстве Дмитрия Медведева занял пришедший из Минфина Александр Новак. На ключевые посты в команде он привел новых людей, в частности, куратором электроэнергетики был назначен пришедший из Холдинга МРСК Михаил Курбатов.
В интервью «Ведомостям» Александр Новак заявил, что выступает за минимизацию ручного управления отраслями экономики: «Необходимо создавать систему, при которой конкретные чиновники, министры, их заместители и начальники отделов как можно меньше вмешивались бы в деятельность отраслей. Мы должны заниматься своей функцией — нормативно-правовым регулированием и решением общеотраслевых инфраструктурных задач, созданием самобалансирующей системы. А ручное управление должно применяться в крайнем случае, в каких-то обстоятельствах, при которых не работает система. Системный подход всегда более устойчив и менее подвержен негативным последствиям от некачественных решений».
Генерация и сбыты
Генераторы и сбыты на фоне кардинальных решений в сетевом комплексе выглядели довольно стабильно. Но не безоблачно. Например, в 2012 году о переизбытке генерирующих мощностей в России заговорили и на федеральном, и на региональном уровнях. Но останавливать стройки не будут. Как заявил глава Минэнерго, установленная мощность генерирующих станций в стране — 218 ГВт, и большая часть из них изношена.
«Износ электроэнергетического оборудования достигает 60%, теплосетевого — до 70%. Пока мы не решим эти проблемы, нам придется строить новые мощности, чтобы замещать выпадающие. Но, конечно, в долгосрочной перспективе нам нужно снижать энергоемкость, повышать энергоэффективность, и в этом случае, возможно, столько гигаватт уже не потребуется. Хотя это зависит, в том числе, и от темпов роста экономики в целом», — сказал Новак.
Энергосбытовой комплекс тоже чуть не стал объектом реформирования, но до реализации дело не дошло. После начала процедуры объединения ХМРСК и ФСК еще по первому сценарию Федеральная антимонопольная служба напомнила, что Холдинг нарушает закон, имея доли в 9 сбытовых компаниях, и по-хорошему этот бизнес необходимо продать. Холдинг, по всей видимости, не горя желанием избавляться от сбытов, предложил Министерству энергетики создать «Единого гарантирующего поставщика». Через сложную схему в итоге предполагалось акции этой новой компании отдать объединенным сетям. Такой сценарий не прошел, но Холдинг по прежнему нарушает закон, владея сбытами, и рано или поздно эту проблему придется решать.
Анна Жилова