02.08.13 15:09, Пятница
Зарождение первого государственного плана электрификации
РИА «Энергетика и ЖКХ» продолжает знакомить читателей с историей становления уральской энергетики. В двенадцатом выпуске вы узнаете, почему церковь была против строительства ГЭС, и как ученый Рамзин под конвоем руководил монтажом Красногорской ТЭЦ
В начале 20 века энергетика развивается интенсивно. Но все строящиеся источники между собой не связаны, их параметры, например, частота и напряжение, имеют колоссальный разброс. Специалисты понимали, что нужна единая программа, которая увязала бы развитие промышленности с электрификацией. Однако власти на смелые идеи новаторов реагировали своеобразно. Например, предложение Г.М. Кржижановского построить гидроэлектростанцию в районе Самарской Луки на в 1913 году вызвало такую реакцию:
«Конфиденциально. Стол № 4 , №685, Италия, Сорренто, провинция Неаполь. Графу Российской империи его сиятельству Орлову-Давыдову.
Ваше сиятельство, призывая на Вас Божью благодать, прошу принять архипастырское извещение: на ваших потомственных исконных землях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электростанции. Явите милость своим прибытием сохранить Божий мир в Жигулевских владениях разрушить крамолу в зачатии. С истинным архипастырским уважением имею честь быть Вашего сиятельства защитник и богомолец. Епархиальный архиерей преосвященный Симеон, епископ Самарский и Ставропольский. Июня 9 1913 года».
Г.М. Кржижановский
Новая власть последовательно проявляла политическую волю в электрификации страны. В 1919 году Г.М. Кржижановский послал В.И.Ленину свою статью «Задачи электрификации промышленности». Ленин положительно отозвался о статье и поручил автору написать популярную брошюру «с целью увлечь идеей рабочих и сознательных крестьян». В течение недели брошюра была написана, а еще через две недели Ленин подписал положение о Комиссии ГОЭЛРО – Государственного плана электрификации России. В нее вошли видные российские инженеры во главе в Г.М. Кржижановским. Впоследствии многие из них будут репрессированы, некоторые расстреляны. С историей уральской энергетики тесно связано имя члена комиссии Л.К. Рамзина, талантливого ученого и изобретателя. Он — автор прямоточных котлов, которые были во время Великой Отечественной войны установлены на Красногорской ТЭЦ. Причем монтажом руководил сам автор, которого на площадку доставляли под конвоем как врага народа.
План был разработан менее чем за год и одобрен 8 Всероссийским съездом Советов.
На нем в карауле стоял и слушал Ленина 18-летний кремлевский курсант из Донецка И.В. Казачек.
И.В. Казачек, директор Красногорской ТЭЦ
«У меня дух захватило от той картины, которую нарисовал вождь, — вспоминает энергетик. — Я раз и навсегда решил, что обязательно стану энергетиком. После службы вернулся в Донецк, работал в железнодорожных мастерских. Однажды к нам в город приехал С.М. Киров. Выступал на каком-то собрании. Я насмелился и подошел к нему: мол, мечтаю стать энергетиком. И о речи Ленина рассказал. Сергей Миронович меня поддержал, нацелил на Московский энергетический институт. Учиться мне было трудно, но я его окончил и осуществил свою мечту».
И.В. Казачек, управляющий Свердловэнерго
Впоследствии И.В. Казачек будет руководить Красногорской ТЭЦ, одной из важнейших электростанций для оборонной промышленности во время войны. Заслужит два ордена – Ленина и Трудового Красного Знамени. Станет управляющим Свердловэнерго.
В следующих выпусках мы будем рассказывать об электростанциях, построенных по плану ГОЭЛРО на Урале.
Валерия Горонкова