09.08.13 11:58, Пятница
Первенцы ГОЭЛРО на Урале: Кизеловская ГРЭС
РИА «Энергетика и ЖКХ» продолжает знакомить читателей с историей становления уральской энергетики. В тринадцатом выпуске вы узнаете, что привело к страшной аварии на Кизеловской ГРЭС
Одна из первых электростанций, построенных на Урале по плану ГОЭЛРО, – Кизеловская ГРЭС в Пермском крае. Ее строительство намечалось вблизи города Кизела, откуда и название. Но подходящей площадки не нашлось, стройку перенесли в район города Губахи. В 1921 году были заложены фундаменты под основные корпуса, а в 1922 воздвигнуты стены котельного и турбинного цехов и здания управления. В июле 1924 года станция дала первый ток. В государственном архиве пермского края удалось найти воспоминания безымянного очевидца: «Условия строительства Кизеловской районной электростанции были ужасные. Помимо общих затруднений в строительстве, как урезывание кредитов по сметам, несвоевременная выдача денег, затруднения с транспортом, — присоединились еще и чисто местные трудности: суровый климат, отсутствие сколько-нибудь значительных рынков, дороговизна жизни, эпидемия тифа, унесшего в числе своих жертв и первого главного инженера строительства тов. Черкасова. Но строители сумели преодолеть все эти препятствия и новая электростанция 17 июля 1924 года вошла в строй».
Со вводом этой электростанции мощностью 3000 киловатт начался новый этап развития энергетики Прикамья. Тогда же была пущена первая в Пермской области линия напряжением 35 киловольт Губаха-Половинка. С Кизеловской ГРЭС связана и первая на Урале электрификация участка железной дороги Кизел-Чусовая.
Карта электрификации по плану ГОЭЛРО
Губаха стала первым крупным центром электрификации Урала. В 1925 году вышло постановление о расширении ГРЭС с передачей электроэнергии в районы Перми и Чусового. Станция стала готовиться к пуску 2-й очереди, играя при этом роль испытательного стенда завода «Электросила», приступившего к выпуску отечественных котлов и турбин. Принимал вторую очередь «красный директор» ГРЭС — Волков, человек с начальным образованием, но с безупречным пролетарским происхождением. Эта очередь работала ненадежно: регуляторы отечественных турбин «капризничали» и угрожали разносом. Цепные решетки для котлов не подходили. Инженеры ГРЭС обращались в Москву, но им категорически запретили думать об изменении проекта. В результате произошел разнос турбины. Сразу же ротор погрузили на платформу и под надзором специального агента доставили в Ленинград, на «Электросилу». Через три недели турбина снова работала на станции.
Но за последствия эксперимента пришлось ответить рабочим и ИТР ГРЭС, в чью смену произошла такая страшная авария. Кроме машиниста Постаногова, торжественно пускавшего первую турбину в 1924 году, всех судили, и ни один из мест лишения свободы не вернулся.
Пермский энергетик, начальник электротехнической службы Пермэнерго И.Е. Рабинович, окончив Московский энергетический институт (МЭИ), в 1945 году начал свой трудовой путь на Кизеловской ГРЭС. Он вспоминает: «На ГРЭС я застал один из старых котлов, который доработал до 1945 года. Котел был сравнительно невелик, и на него смотрели, как на музейную редкость. Ведь на нем даже не было водосмотров, контролирующих уровень воды в барабане. Водомерная колонка у барабана котла просматривалась снизу, с места, где стоял машинист котла. Никаких автоматических устройств не было, все операции выполнялись вручную.
И.Е. Рабинович в молодости и в 2012 году
Город, где находилась ГРЭС, Нижняя Губаха, расположен в широкой котловине. Горы, окружающие город, безлесны. Снег на склонах гор постоянно черен от угольной пыли и золы. Постоянно чувствуется запах сернистого газа. Дома тоже почернели от копоти и пыли. Прибывших в город впервые ошарашивает, что сразу за железнодорожной станцией, за забором, находится Коксохимический завод, постоянно извергающий столбы дыма и огня из своих открытых коксовых батарей. Кажется, что попал в адский котел. Вот такое первое впечатление от города, где пришлось жить и работать.
Со временем к этому привыкаешь, их не замечаешь. А начинаешь приглядываться к людям. А люди в Губахе добрые, приветливые и отзывчивые».
Впоследствии И.Е. Рабинович, отработав в энергетике около 40 лет, уйдет на заслуженный отдых, станет известным пушкиноведом, возглавит общество любителей Пушкина в Перми и напишет книгу о памятниках поэту.
Валерия Горонкова
Комментарии (0)
|
|||