30.08.13 16:11, Пятница
Свердловская ГЭС – государственная электростанция
РИА «Энергетика и ЖКХ» продолжает знакомить читателей с историей становления уральской энергетики. В шестнадцатом выпуске вы узнаете, как строилась и работала первая в регионе государственная электростанция
Именно государственная, а не гидроэлектростанция, как часто ошибочно раскрывают привычную аббревиатуру. Как мы уже рассказывали в первом выпуске, в 1923 году из советских и кооперативных предприятий было создано акционерное общество «Свердловская ГЭС» для строительства электростанции. В 1924 году заложили первый камень будущей электростанции. Строительство шло в тяжелых условиях, при плохих дорогах и транспортном обеспечении, но с энтузиазмом.
Строительство Свердловской ГЭС
Председателем правления АО «Свердловская ГЭС» в течение всего времени его существования, то есть на продолжении семи лет, был И.А. Канторович. Этот деятельный и энергичный человек, один из активных организаторов акционерного общества, много сделал для его успешной работы. В результате деятельности АО в 1927 году пустили первую очередь электростанции на Малоконном полуострове на окраине Екатеринбурга.
Члены акционерного общества и руководящий состав Свердловской ГЭС
Она состояла из четырех котлов и двух турбин по 3 мегаватта, а год спустя, в 1930 году, электростанция вышла на проектную мощность в 11 тысяч киловатт. Электростанции присвоили имя А.И. Рыкова, известного революционера и партийного деятеля СССР. Но впоследствии, когда в 1937 году этого революционера объявили врагом народа (в 1938 году его расстреляли), станция стала носить имя В.В. Куйбышева, также известного революционера и партийного деятеля, умершего в 1935 году.
Строители Свердловской ГЭС
Автору этих строк довелось встретиться в канун ее столетия со старейшей работницей ГЭС, А.К. Илюхиной, которая проработала на электростанции с 1928 года до дня ее закрытия в 1964 году. Начинала машинисткой, а потом, окончив техникум в 1938 году, стала работать в химлаборатории, делала анализы воды и масла.
А.К. Илюхина
Она вспоминает: «Котлы работали на кусковом торфе. Торф возили с Широкой речки завербованные крестьяне на своих лошадях. Его ссыпали в вагонетки, их поднимали тросом наверх, а оттуда – в бункер. Лошадей использовали до тех пор, пока не построили узкоколейку, и прямо с Широкой речки стали ходить вагончики. Мы на работу добирались на конке. С ВИЗа до электростанции лошадь возила открытый вагон. А первый электрический трамвай в городе появился в 1929 году, он ходил по маршруту Железнодорожный вокзал – улица Щорса».
Доставка оборудования на Свердловскую ГЭС. 1925 год
При закладке первого камня в его основание заложили капсулу с посланием потомкам. К сожалению, текст его забыт, а место капсулы затеряно среди многоэтажных домов. Может быть, кому-нибудь посчастливится натолкнуться на историческую ценность?
Валерия Горонкова
Комментарии (0)
|
|||