17.01.14 16:10, Пятница
Первые послевоенные пятилетки: время энтузиазма и надежд
РИА «Энергетика и ЖКХ» продолжает знакомить читателей с историей становления уральской энергетики. В тридцать пятом выпуске мы начнем новую большую главу истории энергетики Урала: послевоенные пятилетки
Этот период отмечен вводом электростанций высоких параметров и электросетей напряжением 220-500 киловольт.
1947 год. Правительство СССР принимает развернутую программу развития энергетики на Урале. Здесь осталось много заводов, эвакуированных с запада. Большинство из них – военные. Заместитель главного инженера Пермэнерго с 1943 по 1977 год Г. Н. Зильберман утверждает, что инициатива исходила от уральцев: «В 1947 году начальник Главуралэнерго А. М. Маринов, делая на ежегодном партхозактиве доклад, высказал следующую мысль: на Урале сложилась такая обстановка с балансом мощностей, что только «штопаньем» дело наладить невозможно. Нужна новая программа развития электростанций».
Принятая программа предусматривала строительство новых электростанций в основном в Свердловской и Челябинской областях: Нижнетуринской ГРЭС, Южноуральской ГРЭС, Серовской ГРЭС, Верхнетагильской ГРЭС, Камской ГЭС. Идет строительство Троицкой ГРЭС.
А. М. Маринов
Соответственно развивались и электросети. В эти годы введена первая на Урале подстанция 220 киловольт «Южная» и ЛЭП 220 киловольт Южная – НТГРЭС, Пермь-Свердловск, ЮУГРЭС – Челябинск, Челябинск – Каменск-Уральский – Свердловск. Годы первых послевоенных пятилеток выявили новые имена. Это Н. Г. Кожевников, начальник строительства Верхнетагильской ГРЭС, М. Б. Гервиц, директор Нижнетуринской ГРЭС, впоследствии занявший пост главного инженера Главуралэнерго, Н. В. Епифанов, машинист турбин Южноуральской ГРЭС, Герой Социалистического Труда, С. П. Шабалин, главный инженер Нижнетуринской ГРЭС, Н. И. Шишкин, заместитель начальника турбинного цеха Нижнетуринской ГРЭС, ставший впоследствии управляющим Челябэнерго, В. И. Остроущенко, директор Троицкой ГРЭС и многие другие. О некоторых из них мы подробнее расскажем в следующих выпусках.
Трудности, с которыми пришлось столкнуться уральским энергетикам, преодолевались большим напряжением сил. Финансирование урезалось буквально по всем статьям: основные деньги направлялись на восстановление разрушенных во время войны объектов. Оборудование, поступающее на объекты строек, было разномастным и часто уже побывавшим в длительной эксплуатации: часто без инструкций или с документами на иностранном языке без перевода.
Остро стоял вопрос обеспечения топливом. Урал углем небогат. Доставка кузнецкого топлива ограничена пропускной способностью Транссибирской железнодорожной магистрали. Было принято решение использовать низкосортные угли из недавно открытого экибастузского месторождения в Казахстане. Этот высокоабразивный, очень высокозольный уголь требовал серьезной подготовки перед сжиганием. Он стал использоваться в 1955 году впервые на Среднеуральской ГРЭС, потом на других электростанциях, а такие гиганты как Троицкая и Рефтинская ГРЭС уже проектировались под это топливо. Но и в этом случае его применение сопровождалось серьезными проблемами.
Нижнетуринская ГРЭС
Строительство Нижнетуринской ГРЭС, первой на Урале электростанции сверхвысокого давления, началось в 1948 году. Она была предназначена для энергоснабжения закрытого предприятия Свердловск-45, ныне город Лесной. Рассказ о строительстве этой электростанции – в следующем выпуске.
Валерия Горонкова