06.02.14 15:24, Четверг
Крупный бизнес будет платить за свет втрое больше
За новыми предложениями энергетиков о повышении доступности энергетической инфраструктуры крупные промышленники усмотрели трехкратное повышение тарифов и попытку нагрузить их дополнительными издержками
Агентство стратегических инициатив (АСИ) при правительстве РФ дополнило «дорожную карту» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» несколькими положениями, направленными на упрощение некоторых процедур подключения к энергосетям. Новые предложения по сокращению сроков и стоимости присоединения к объектам энергетики в целом нравятся представителям малого и среднего бизнеса. Однако объединяющее крупнейшие компании НП «Сообщество потребителей энергии» уже всерьез обеспокоилось тем, что нововведения могут привести едва ли не к трехкратному увеличению расходов на энергию для промпредприятий. Они считают, что сетевые энергокомпании под предлогом содействия малому бизнесу попросту хотят переложить свои издержки на крупный бизнес, пишет журнал «Эксперт».
Опыт Ростова — закон для всех
Очередные предложения в «дорожную карту» на этот раз были внесены ОАО «Россети», Минэнерго России, ФСТ России, Минэкономразвития России, ФАС России, а также другими представителями рабочей группы.
В целом в АСИ отмечают, что реализация прежних положений документа уже дала положительные результаты.
«В частности, очень удачно выполнено поручение президента провести в Ростовской области пилотный проект по сокращению сроков прохождения разрешительных процедур при выделении земель для строительства, в том числе объектов электросетевой инфраструктуры, – пояснил «Эксперт Online» представитель АСИ в ЮФО, председатель правления НП «Территориальные сетевые организации» Александр Хуруджи. – Здесь удалось сократить сроки согласования в разных инстанциях с 369 дней до 100 или 90».
В итоге теперь в «дорожную карту» включено положение о тиражировании положительного опыта Ростовской области по всей стране. Региональным властям необходимо уже к апрелю этого года подготовить необходимые поправки в регламенты местных разрешительных служб.
Кроме того, «дорожная карта» предполагает исключение обязательного согласования с Ростехнадзором введения в эксплуатацию линейных объектов электросетевой инфраструктуры с классом напряжения до 20 кВт. Речь идет, как правило, о типовых трансформаторных подстанциях, к которым подключают новые жилые дома или коммерческую недвижимость. Предполагается, что это позволит сократить срок подключения к сетям еще на 30 дней.
Согласно целям «дорожной карты», упрощение всех разрешительных процедур при подключении к сетям позволит существенно улучшить инвестиционный климат в регионах.
«Наши клиенты, инвесторы отмечают, что в последние годы во многих регионах стало проще вводить жилые и промышленные объекты в эксплуатацию, – цитирует издание слова партнера консалтинговой компании «НЕО ЦЕНТР» Алексея Медникова. – Раньше вообще был беспредел: тебе надо всего-то несколько сотен киловатт мощности, а заставляли за это переложить три километра кабеля. Сейчас эксцессы возникают в основном только в тех случаях, когда инвестор сам, без оглядки на энергетиков, начинает строить объект, а уже потом идет за техническими условиями. Но это уже редкие случаи, потому что во многих регионах стало появляться больше площадок с уже готовой инженерной инфраструктурой, построенной в том числе при участии местных бюджетов».
Тарифы сделают понятными
Пожалуй, наиболее значимыми для малого и среднего бизнеса являются новые положения «дорожной карты», которые устанавливают принципиально иные принципы образования тарифа на подключение к сетям.
Местные энергетические комиссии к августу этого года должны будут разработать и утвердить единые тарифы на технологическое присоединение по каждой категории потребителей на весь период регулирования по каждому уровню напряжения. Ранее приходилось согласовывать с местными тарифными службами каждый объект. Точно так же регуляторам придется разработать и единые ценовые стандарты для местных сетевых компаний. По сути, бизнес избавят от необходимости «ходить на поклон» в тарифные службы при вводе объекта в эксплуатацию, что сократит и коррупционные риски, и сроки заключения договоров с сетевыми компаниями.
«Проблема только в том, что объекты бывают очень разные, и как удастся установить единые тарифы, пока трудно представить, надо внимательно смотреть методику, – сомневается независимый эксперт в области энергетики, сопредседатель «Деловой России» Сергей Чижов. – Может получиться так, что кто-то будет платить больше, чем потребляет».
«С технической стороны, конечно, к каждому объекту разный подход, – говорит Александр Хуруджи. – Но если посмотреть на масштаб, то видим, что у нас 300 сетевых организаций, в каждой десятки, сотни, а то и тысячи заявителей ежегодно. И по каждому надо послать дело в тарифную службу, а это масса времени. Проведя опрос предпринимателей, мы увидели, что для объектов малого и среднего бизнеса разница составляет в 1-2 тыс. рублей за киловатт, что для многих несущественно. Если получится, что кто-то переплатит за подключение, тот сможет получить скидку в следующем периоде. Но главная идея – чтобы было понятно: в каком регионе, муниципалитете и у какой именно сетевой организации сколько стоит техническое подключение».
Одним за счет других?
Другим немаловажным для малого и среднего бизнеса новшеством в АСИ считают новое положение «дорожной карты», исключающее необходимость обязательного согласования проектов внутреннего и внешнего электроснабжения объектов с мощностью потребления до 150 кВт. Сейчас срок такого согласования составляет 20 дней.
Однако тем же пунктом устанавливается такая обязанность для заявителей с присоединяемой мощностью энергопринимающих устройств свыше 5 МВт. То есть для крупных промпредприятий.
«Эти требования приведут к необоснованному для крупных потребителей электроэнергии удорожанию работ по проектированию в среднем на 10-20% и увеличению сроков разработки проекта, – пояснил «Эксперту» Валерий Жихарев, директор департамента розничного рынка и сетей НП «Сообщество потребителей энергии». – Это, по сути, перекладывание ответственности с сетевых организаций на потребителей электрической энергии, что создаст дискриминационные условия по доступности потребителей электрической энергии к сетевой инфраструктуре по сравнению с сетевыми организациями и генерирующими компаниями. Потому что за потребителями электрической энергии предполагается закрепить обязательность согласования проектной документации и необходимость согласования схемы выдачи мощности и схемы внешнего электроснабжения с системным оператором и сетевой организацией».
По предложению сетевых компаний и Минэнерго в «дорожную карту» включено положение, никак не влияющее на малый бизнес, но сильное нервирующее крупный. Речь идет об установлении ответственности потребителей, не соблюдающих условия договоров по объемам выбора энергии. Предполагается, что для них будут установлены штрафы за заявленные ранее, но не выбранные объемы под угрозой одностороннего расторжения договора. Речь идет, как правило, о крупных предприятиях, которые резервируют большие мощности, а оплачивают энергию по факту потребления. Энергетики говорят, что такое положение дел не позволяет распределять резервы среди других потребителей.
«Минэнерго, скорее всего, просто хочет, чтобы крупные потребители оплатили неэффективность сетевых организаций через оплату резервируемых мощностей, – говорит Валерий Жихарев. – При этом концентрирует всю финансовую нагрузку на крупных потребителях электрической энергии, не учитывает тот факт, что, как правило, «резерв», выбран в основном потребителями до 150 кВт.»
В НП «Сообщество потребителей энергии» считают, что проблема эта имеет системный характер и связана с тем, что многие регионы и города не имеют территориальных планов развития. Поэтому и бизнес не может точно планировать свои объемы на среднесрочную перспективу, в том числе и по объемам энергии.
«По нашим исследованиям, введение этой меры приведет к росту тарифной нагрузки на промышленность более чем на более 20%, – продолжает Валерий Жихарев. – А в зависимости от отрасли экономики и особенностей производственного цикла для ряда предприятий может составить до 200-300% увеличения финансовой нагрузки».
Александр Хуруджи признает, что проблема отчасти общая. Дело в том, что часто резервы выбирают так называемые льготники. Дело в том, что потребителям до 15 кВт (небольшой дом или павильон) предоставили существенную льготу: при подключении к сетям они платят лишь 550 рублей.
«А сетевым компаниям издержки на такие подключения обходятся до 100 тыс. рублей, – говорит Александр Хуруджи. – Изначально был расчет на то, что эти льготы адресованы малому и микробизнесу. А на самом деле большей частью под такими «льготниками» скрываются садоводческие товарищества и прочие, кто выбирает не больше 2 кВт. А резервы на них запланированы, издержки покрываются за счет тарифов других потребителей».
В результате в «дорожную карту» также вошли планы по оптимизации льгот, то есть установлению более адресного их распределения. Напомним также, что положения «дорожной карты» – это лишь план действий, он будет воплощен в проектах законов, которые пройдут публичное обсуждение.