31.03.14 15:43, Понедельник
Тимченко инвестирует в Россию деньги от продажи Gunvor
Бывший совладелец Gunvor Геннадий Тимченко инвестирует в России деньги от продажи доли в трейдинговой компании. А владелец Gunvor Торбьорн Торнквист намерен найти себе нового партнера
«Россия — основной вектор» для дальнейших инвестиций Тимченко. Деньги от продажи 43,59% Gunvor также будут вложены здесь, рассказал «Ведомостям» представитель Volga Group, управляющей российскими активами бизнесмена. «Есть три стратегических направления: логистика, инфраструктура и ТЭК. Если покупки будут, то в этих отраслях», — уточнил он. «Это связано с санкциями со стороны США. Тимченко входит в список. Кто даст гарантию, что другие страны не введут подобные санкции? Все это очень большие риски. Учитывая это, конечно, Тимченко выгоднее инвестировать в России», — отмечает аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков.
Тимченко продал долю в Gunvor давнему партнеру и гендиректору компании Торбьорну Торнквисту 19 марта, за день до того, как бизнесмен попал в список лиц, подвергшихся санкциям США. Сумма сделки не раскрывается. Долю Тимченко аналитик ИК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев оценил в $1,5 млрд, но не уточнил методику оценки.
Представитель Volga Group cказал, что сделка была денежной, но не смог уточнить, рассчитался ли уже Торнквист с Тимченко. Так же поступил и представитель Gunvor Сет Пьетрас, уточнив только, что принадлежавшая Тимченко доля была переписана на Торнквиста тогда же, 19 марта. «Даже если санкции будут сняты и напряжение между Европой и Россией уйдет, условий, при которых Тимченко сможет выкупить обратно свои акции, не существует, — подчеркнул он. — В документах по закрытию сделки отсутствовали какие-либо условия по обратному выкупу доли Тимченко». Представитель Volga Group подтвердил, что Тимченко не вернется в Gunvor.
Объекты для инвестиций пока не найдены, сказал он. Сейчас Volga Group принадлежат доли в «Новатэке», «Сибуре», «Колмаре» (добывает уголь, совместная инвестиция с Gunvor), «Петромире» (оператор Ангаро-Ленского газового месторождения в Иркутской области), группе СТГ (объединяет строительные активы), а также в нескольких проектных и транспортных компаниях, включая «Трансойл».
В свою очередь, Торнквист, которому сейчас принадлежит 87,18% Gunvor, заявил агентству Bloomberg, что считает обретенный пакет слишком большим и намерен искать нового партнера. «Компания выиграет от несколько более диверсифицированной структуры акционерного капитала», — сказал он. Представитель Gunvor Сет Пьетрас уточнил «Ведомостям», что пока «никаких переговоров не ведется»:«Прошла всего неделя». По словам Торнквиста, сейчас его главный приоритет — снять озабоченность клиентов: «Это [сделка] однозначно такое событие, которое им нужно переварить».
«Gunvor, лишенный политического влияния, неизбежно начнет терять свои позиции в России», — убежден Вахрамеев. Крюков считает, что этого удастся избежать, если новым партнером Торнквиста станет человек, близкий к Тимченко. «Сомневаюсь, что покупателем доли в Gunvor станет крупный трейдер типа Glencore. Совсем стороннему инвестору эта доля явно не нужна. Gunvor имеет свою историю. Скорее, это будет частный инвестор, не исключено, что российского происхождения, не входящий в список по санкциям», — считает аналитик.
Крюков напоминает, что в 2012-2013 гг. Gunvor сокращала закупки нефти в России, переходя на спотовые контракты. Летом 2013 г. Gunvor сократила закупки у «Газпром нефти», сообщала Argus, а после поглощения «Роснефтью» отгрузки в адрес этого нефтетрейдера остановила и ТНК-ВР. Ранее в 2012 г. трейдер впервые проиграл тендеры «Роснефти». «В этом году мы вообще воздерживаемся от долгосрочных контрактов в России, в том числе с “Роснефтью”, — мы действительно не взяли ни одного груза на недавнем полугодовом тендере. Мы видим, что цена сейчас значительно выше рынка и выше той, которую мы готовы заплатить. Пусть попробуют наши конкуренты поработать в таком режиме. Посмотрим, что из этого получится», — объяснял тогда в интервью Forbes Тимченко.
У Gunvor остались активы в России и при продаже своей доли Торнквисту Тимченко мог оговорить возможность выкупа этих активов, не исключает Крюков. В частности, у трейдера доля в «Колмаре», нефтедобывающей компании «Петроресурс» (СП с «Роснефтью»), а также наливные терминалы – в Усть-Луге («Роснефтьбункер», мощность – 20 млн т, строится) и Новороссийске (мощность – 5 млн т, СП с НМТП). Пьетрас отказался от комментариев на тему возможного выхода Gunvor из этих активов, но уточнил: «Россия — крупнейшая страна по объемам производства нефти и газа, мы будем стремиться к тому, чтобы иметь место здесь».
На вопрос, планирует ли Тимченко выкупить активы Gunvor в России, представитель Volga Group сказал, что «сейчас такая возможность не рассматривается». Пока не рассматривается, по его словам, и увеличение доли в текущих активах Volga Group.