Войдите на сайт


11.04.14 17:10, Пятница

Прогресс в электрических сетях Урала в 50-х годах прошлого века

Прогресс в электрических сетях Урала в 50-х годах прошлого века

РИА «Энергетика и ЖКХ» продолжает знакомить читателей с историей становления уральской энергетики. В сорок седьмом выпуске мы расскажем о том, чем жила уральская энергетика в пятидесятые годы прошлого столетия

Успехи, достигнутые уральскими энергетиками в первую послевоенную пятилетку, особенно впечатляют, если учитывать, что основные инвестиции государства направлялись на восстановление пострадавших от фашистского нашествия западных регионов. На предприятиях восточных областей велся активный поиск внутренних резервов.

Именно тогда появились первые лауреаты Государственной (тогда Сталинской) премии. Челябинский инженер А.И. Понедилко получил эту премию за разработку и внедрение работ на ЛЭП высокого напряжения без вывода их из работы. Позднее его идеи разовьют свердловские энергетики и первыми на Урале под руководством начальника электротехнической службы Свердловэнерго А.М. Коротаева проведут ремонт линии передачи напряжением 500 киловольт без снятия нагрузки.

Анатолий Михайлович Коротаев

На линиях электропередачи шире стали применяться металлические опоры на железобетонных подножниках. В практику вошли одностоечные железобетонные опоры. Проведенная унификация опор, свай и подножников позволила обеспечить их поточное изготовление на заводах, механизировать строительство линий.

Первые железобетонные опоры были разработаны еще в 1933 году, но широкого применения не получили из-за отсутствия индустриальной базы. Лишь в 1955 году было налажено изготовление железобетонных изделий, которые в готовом виде доставлялись на трассу ЛЭП, где на них навешивали траверсы.

Были разработаны изоляторы повышенной прочности П-8 и П-11. Однако большой объем работ по профилактике фарфоровых изоляторов послужит стимулом к изготовлению более совершенных изоляторов из стекла.

Уральские энергетики первыми освоили так называемые «слепые» автоматические устройства, автоматы повторного включения (АПВ) без проверки синхронизма.

В это время начинает внедряться телемеханизация, освободившая рабочие руки дежурных на подстанциях. Эта работа продолжалась не одно десятилетие. Автор этих строк помнит, как в середине 70-х годов в одной из энергосистем был издан приказ о внедрении телемеханики, начинающийся словами «С целью полной ликвидации дежурного персонала на подстанциях…». С помощью устройств телемеханики дежурный диспетчер с центральной подстанции мог включать и отключать оборудование, вести замеры и получать информацию о состоянии дел на подстанциях.

В энергосистемах формируются оперативные службы. Начинает создаваться база автотранспортных цехов. В начале 50-х годов отдельные линейные участки получают автомобили. Однако основными вспомогательными механизмами остаются кувалда, лом и лопата, а основной транспортной единицей – лошадь с телегой. При такой технической оснащенности был дорог каждый механизм, появлявшийся в электросетях. Выручала смекалка. Так, в 1951 году под руководством главного инженера Челябинских городских электросетей В.С. Бессонова слесари механических мастерских смонтировали из трофейной немецкой танкетки траншеекопатель с электроприводом. Этим механизмом было вырыто под кабель 6 киловольт 50 километров траншей.

60-е годы станут эрой массовой электрификации уральского села, до той поры обходившегося в основном керосиновой лампой. Но об этом – значительно позже.

Валерия Горонкова

Комментарии (0)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн