18.04.14 13:20, Пятница
Рынок тепла ждет более решительных мер для неплательщиков
В Госдуме готовится к рассмотрению во втором чтении законопроект, направленный на повышение платежной дисциплины в сфере ЖКХ. Теплоэнергетики бьют тревогу – предлагаемые меры не решат проблему неплатежей на рынке тепла
В 2013 году рост задолженности за тепловую энергию составил 13% и превысил сумму в 200 млрд. рублей. Круговая порука неплатежей бьет и по поставщикам топлива, за три последних года, по данным Группы «Газпром межрегионгаз», долги потребителей за газ выросли в два раза – с 43,6 млрд рублей на конец 2010-го до 102,5 млрд на 1 ноября 2013 года. «Экспертное сообщество уже несколько лет пытается «заштопать» законодательные дыры, через которые «уплывают» сотни миллиардов рублей. Закон об укреплении платежной дисциплины позволит решить эту проблему, однако предлагаемая редакция требует дополнений в части регулирования отношений участников рынка тепла», — отметил куратор проекта «Честный энергетик» Максим Ланда.
Пени и банковские гарантии
Напомним, законопроект предлагает ряд мер, которые должны способствовать укреплению платежной дисциплины потребителей энергоресурсов. В их числе установление твердого размера неустойки за нарушение потребителем обязательств по своевременной оплате электрической энергии или услуг по передаче электрической энергии на уровне 1/170 ставки рефинансирования ЦБР за каждый день просрочки платежа. Это примерно 17,7% годовых. Население будет платить повышенную пеню, начиная с 61 дня просрочки.
Также предлагается ввести систему банковских или муниципальных гарантий оплаты для так называемых «неотключаемых» потребителей. При аренде муниципального имущества в состав конкурсной документации арендатора-участника предлагается включать требования по предоставлению банковских гарантий по оплате электроэнергии по заключенным договорам с гарантирующим поставщиком и поставщиком газа. Если победитель конкурса не предоставляет безотзывную банковскую гарантию или расторгает договор энергоснабжения, собственник систем водо — и теплоснабжения по сути, муниципалитет) обязан в одностороннем порядке расторгнуть с ним договор аренды.
Еще одно предложение – введение субсидиарной ответственности собственника и концедента систем водо — и теплоснабжения за невыполнение требований по одностороннему расторжению договора аренды с арендатором этого имущества по причине не предоставления последним банковских гарантий поставщикам энергоресурсов.
Также вводится административная и уголовная ответственность за кражу энергоресурсов, за самовольное подключение и за невыполнение мероприятий по ограничению энергоснабжения, за несанкционированное восстановление энергоснабжения.
При этом на управляющие компании, которые зачастую оказываются самыми злостными неплательщиками, условие о предоставление гарантий не распространяется. «УК только получат увеличение пени за просрочку оплаты. По сути, закон в предлагаемой редакции, в основном, отвечает интересам поставщиков электроэнергии и газа, которым не платят водоканалы и предприятия сферы ЖКХ, арендующие муниципальную собственность», — говорит один их экспертов рынка теплоэнергетики.
Участники рынка тепла, объем долгов на котором в разы превышает соответствующие показатели на рынке электроэнергии, считают, что предлагаемые меры не смогут серьезно изменить ситуацию с платежами. Они предлагают реализовать и дополнительные, более эффективные, на их взгляд, мероприятия. Напомним, большая часть законодательных инициатив экспертов была направлена в Администрацию Президента, а также в Минэнерго РФ.
Возможность отключения объектов РЭУ и ответственность органов власти
Например, говорят эксперты ОАО «Генерирующая компания», остается нерешенной проблема воздействия на подконтрольное Минобороны ОАО «РЭУ» — традиционно одного из самых недисциплинированных потребителей. Постановлением правительства РФ №808 установлен специальный порядок ограничения (отключения) социально-значимых объектов (в том числе объектам обеспечивающих безопасность государства). И одновременно действуют нормативные акты, противоречащие этому постановлению – Указ Президента РФ №1173 от 23.11.1995 г. «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства», которым установлен запрет на введение ограничения (прекращения) потребителям обеспечивающих безопасность государства.
Энергетики предлагают отменить Указ Президента РФ от 1995 года и вернуть возможность введения ограничения ресурсоснабжения объектов РЭУ. Кроме того, они предлагают ввести для ОАО «РЭУ» обязательное обеспечение государственными гарантиями.
Также ОАО «ГК» предлагает ввести административную ответственность потребителей за самовольное снятие ранее введенного ограничения за задолженность, а в случае повторения — уголовную ответственность. Еще одно предложение — введение системы авансовых платежей за коммунальные ресурсы.
По мнению экспертов компании, также нужно организовать равный доступ управляющих, ресурсоснабжающих организаций и муниципальных образований к информации по счету, на котором аккумулируются средства, собираемые УК с потребителей за коммунальные услуги. А при смене или банкротстве управкомпании необходимо предусмотреть обязательную передачу долгов, сформированных по каждому дому.
Поскольку еще одна «проблемная» категория потребителей – бюджетные предприятия, энергетики предлагают установить ответственность федеральных, государственных и муниципальных органов исполнительной власти за не перечисление или несвоевременное перечисление бюджетным организациям, казенным предприятиям бюджетных средств по статьям расходов на оплату энергоресурсов.
Также энергетики считают нужным скорректировать порядок изменения способа управления многоквартирным домом. Сейчас сделать это на общем собрании можно в любое время, хоть каждые два дня. Ресурсники же полагают, что выбирать способ управления можно хоть когда, а вот практически изменять — только с 1 января. Это должно снизить риски возможности присвоения управляющими организациями средств граждан, оплачивающих коммунальные услуги, и повысить ответственность потребителя за неплатежи.
«Произвольность срока смены способа управления или управляющей организации приводит к тому, что у одной организации остаются денежные средства, собранные с граждан и не обеспеченные поставленным ресурсом, а у другой, напротив, дефицит собранных средств относительно поставленного ресурса. Это приводит к злоупотреблениям со стороны управляющих организаций, стремящихся присвоить денежные средства, собранные в межотопительный период, и провести смену способа управления перед началом отопительного сезона», — говорят энергетики.
Самый больной вопрос – недобросовестные посредники в виде УК и ТСЖ
«Дальневосточная генерирующая компания», ТГК-2, ТГК-14, «Мечел-Энерго» выражают поддерживаемое большинством коллег мнение о необходимости дать теплоэнергетикам возможность на законных основаниях вести расчеты напрямую с населением. Это должно касаться, в том числе и ресурсов, потребленных на общедомовые нужды (ОДН).
Эксперты компании напоминают, что сейчас, в соответствии с Жилищным кодексом, собственники рассчитываются за предоставленные коммунальные услуги с управляющими организациями. Исключение возможно, только если общее собрание собственников или ТСЖ приняли решение о внесении платы непосредственно ресурсникам, за исключением платы за ОДН.
«Управляющие организации, по сути, являются перепродавцами, т.к. продают коммунальную услугу в том же объеме и по той же цене, по какой покупают ресурс у РСО. Затраты на обслуживание внутридомовых сетей включены в состав платы за «содержание и ремонт». В связи с этим не понятно введенное законом ограничение на «прямые продажи» коммунальных ресурсов их производителями. При этом РСО становятся заложниками недобросовестных руководителей управляющих организаций (ТСЖ, ЖСК, УК). У них сложилось мнение о своей безнаказанности: отключить от теплоснабжения и ГВС жилой дом не представляется возможным, как с правовой, так и с технической стороны; арестовать и изъять имущество в счет погашения долгов практически нельзя, поскольку все имущество многоквартирного дома принадлежит собственникам МКД – физическим лицам, которые не отвечают по долгам юридического лица. Зачастую управление ТСЖ, ЖСК, УК находится в руках людей, которые не способны вести грамотное управление», — говорят в ДГК.
Более того, в этой искусственной «прокладке» деньги жильцов и ресурсоснабжающих организаций очень часто просто «растворяются». Нередки случаи, когда управляющие организации уходят от ответственности путем ликвидации, и при этом не передают долги новому исполнителю коммунальных услуг. Часто происходит и хищение руководством ТСЖ, ЖСК, УК денежных средств, собранных с жильцов для расчета с РСО. Виновных к ответственности привлекают, однако вернуть похищенное осужденные не могут в силу своего имущественного положения. Миллионные долги погашаются мизерными удержаниями из заработка, обратить взыскание на единственную квартиру в собственности нельзя — право на жилище охраняется государством. Возникший долг перед РСО жильцы дома погасить не в состоянии, да и дважды заставить их платить противозаконно.
И, несмотря на то, что ТСЖ, ЖСК, УК обладают статусом юридического лица, требования РСО каким-либо образом обеспечить выполнение ими обязательств по своевременной оплате (например, путем предоставления банковской гарантии, залога, задатка и т.п.) на практике не представляется возможным, говорят участники рынка.
По мнению теплоэнергетиков, необходимо законодательно закрепить право РСО на прямые расчеты с потребителями с согласия собственников. Иначе деньги так и продолжат оседать в карманах недобросовестных руководителей управляющих организаций.
Это – лишь часть предложений теплоэнергетических компаний. Все инициативы аккумулируются в экспертной секции «Повышение платежной дисциплины в сфере ТЭК и ЖКХ» Консультативного Совета Комитета по энергетике Государственной Думы РФ, которая была создана по инициативе ООО «Мечел-Энерго», и Экспертной секции «Укрепление платежной дисциплины в сфере ТЭК и ЖКХ» Научно-экспертного совета при рабочей группе Совета Федерации по мониторингу практики применения ФЗ «Об энергосбережении…». Открытое обсуждение мер, необходимых для повышения платежной дисциплины на рынке энергоресурсов, ведется также на странице проекта «Честный энергетик».
Анна Жилова