Войдите на сайт


08.05.14 22:48, Четверг

Киловатты рождаются из угля

Киловатты рождаются из угля

РИА «Энергетика и ЖКХ» продолжает знакомить читателей с историей становления уральской энергетики. В пятьдесят втором выпуске вы узнаете о сложностях, с которыми сталкивались энергетики при использовании на электростанциях угля

Среднеуральская ГРЭС была первой в СССР электростанцией, которой было приказано освоить сжигание экибастузского угля. Для этого было необходимо преодолеть много преград и решить задачи не только технологического, но и экономического характера, причем государственного масштаба.

Недавно введенный каменноугольный бассейн в Казахстане представлял собой многомиллиардные запасы топлива, которые привлекали своей доступностью: брать его можно было карьерным способом, да и везти на Урал гораздо ближе, чем, например, из Кузбасса. Правда, уголь был очень высокой зольности и низкой теплотворной способности. Он не годился для металлургии и даже для паровозных топок. Но, как посчитали специалисты, в котлах электростанций сжигать его можно. Надо приспособиться.

Технологическая часть проблемы была непроста: до сих пор сугрэсовцы работали с челябинскими и богословскими углями. Те отличались чрезмерной влажностью, этот же был настолько сух, что склады тонули в пыли. Там зольность была около семи процентов – здесь зашкаливала за 40. Требовались особые фильтры. Главной угрозой котлам стала высокая абразивность золы. Опыт, смекалка, глубокое проникновение в суть проблемы помогла среднеуральским энергетикам укротить непокорный уголь и добиться, что он стал гореть в токах котлов СУГРЭС не хуже челябинского.

С мая 1955 года электростанция полностью перешла на этот уголь. По ее технологии стали работать и другие электростанции страны. Огромная заслуга в этом главного инженера СУГРЭС И.М. Рувимского.

Директором СУГРЭС в эти годы был Б.Ф. Ильков. Об этом необыкновенном человеке мы расскажем в следующем выпуске.

Начиная с 1982 года, СУГРЭС перейдет на газ как на основной вид топлива, но до этого предстоят десятилетия использования экибастузского угля.

Флагман уральской энергетики Рефтинская ГРЭС уже проектировалась именно под этот вид топлива. Но это не значит, что рефтинцам было легко. Огромное количество нужного угля как для работы, так и для создания запасов, требовали огромного напряжения сил.

Задача обеспечения топливом такой мощной ГРЭС электростанции, как Рефтинская, сложна. Для ее решения было необходимо на Экибастузском месторождении увеличить добычу угля на 15-16 миллионов тонн в год, то есть на четверть. Вагоны с углем надо перевезти на расстояние 1500 километров, принять, разгрузить, очистить и отправить обратно. А уголь подготовить к сжиганию и подать в котлы. Положение усугублялось тем, что экибастузский уголь – единственное топливо, пригодное для сжигания в котлах РГРЭС. Мазут используется в небольших количествах только для растопки.

Работы, необходимые для снабжения РГРЭС углем, велись очень медленно. Комбинат «Экибастузуголь» темпы наращивал не споро. Уралвагонзавод выпускал мало нужных глуходонных цельнометаллических вагонов. Поэтому сразу же появились сбои в поставке топлива, а с увеличением мощности проблема все усугублялась.

Пропускная способность железной дороги была явно недостаточна. Она не могла перевозить нужного количества топлива. На отдельных участках скапливалось большое количество вагонов. Некоторые в пути терялись и приходили с опозданием в несколько недель, а иногда исчезали без следа. В межсезонье уголь приходил спекшимся, и вагоноопрокидватели не справлялись. Приходилось становиться на вахту всему персоналу ГРЭС и киркой разбивать уголь перед подачей на транспортер.

Все перечисленные беды преодолевали работники топливо транспортного цеха (ТТЦ), которым до 1977 года руководил В.А. Урбанович, так же, как и многие высококвалифицированные специалисты, отобранный лично В.П. Трачуком. Он создал цех, заложил фундамент структуры, основы деловитости и ответственности среди персонала.

Основные проблемы были решены после реализации идеи «кольцевых» маршрутов, когда под уголь стали использовать специально выделенные вагоны, которые с электростанции до разрезов возвращались пустыми и безо всякой очистки сразу ставились под погрузку.

Министерство путей сообщения СССР сопротивлялось такому решению, но энергетикам удалось убедить всех в целесообразности именно такого способа снабжения углем крупнейшей в стране ГРЭС.

Валерия Горонкова

Комментарии (0)

     
       
       

Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн