23.05.14 18:19, Пятница
Международные связи, или Как будущего австрийского министра извозчик свез в НКВД
РИА «Энергетика и ЖКХ» продолжает знакомить читателей с историей становления уральской энергетики. В 54 выпуске мы знакомим вас с воспоминаниями помощника управляющего «Свердловэнерго» Георгия Алексеевича Николаева
«Где-то в конце августа 1956 года меня вызвали к управляющему «Свердловэнерго» Давиду Ивановичу Карпенко. Там уже был Михаил Александрович Лопатин, с которым мы встречали ранее английскую делегацию во главе с лордом Ситрином (См. выпуск 39 — прим. ред).
Карпенко сказал, что мы, как опытные «международники», вновь привлекаемся в группу обслуживания, но теперь уже прилетающего в Свердловск министра энергетики и транспорта Австрии Карла Вальдбруннера. На этот раз, сказал управляющий, — все будет проще, да и опыт уже имеется. И мы с Лопатиным приступили к своим обязанностям в группе обслуживания. На аэродроме Кольцово Министра приветствовал начальник Главуралэнерго Абрам Михайлович Маринов. Министр прилетел вместе с послом Австрийской Республики в СССР господином Бишоффом и несколькими сопровождающими лицами. Была организована поездка на Среднеуральскую ГРЭС. Затем высокого гостя повезли по городу. Завершилась экскурсия на ул. Свердлова, конечной остановкой был Железнодорожный вокзал, где все мы вышли из машины поразмяться и послушать доброжелательного «хозяина» А.М. Маринова. Маринов через переводчика сказал, что ул. Свердлова реконструируется. Одна ее сторона с новыми довольно красивыми пятиэтажными домами, выполненными по индивидуальным проектам, — это новый социалистический Свердловск, а другая, на которой доживали свой век маленькие в основном деревянные домишки, — это старый Екатеринбург. Во время этого рассказа к нам подошли люди, которые шли мимо и, видимо, заинтересовались нашей группой. А Маринов, продолжая начатый рассказ, сказал, что вокзал – это ворота нашего города, крупнейшего на Урале.
Георгий Алексеевич Николаев
В это время совершенно неожиданно для всех нас Вальдбруннер улыбнулся и сказал по-русски почти без акцента, что он знаком с нашим городом и вокзалом, т.к. был здесь в начале 30-х годов, когда молодым специалистом по контракту приезжал в СССР, чтобы работать на одном из предприятий в Кыштыме ныне Челябинской области. Мы были прямо-таки шокированы этим заявлением министра и были очень похожи на участников известной заключительной сцены гоголевского «Ревизора»… А Вальдбруннер продолжил. Он, когда впервые приехал в Свердловск, ни слова не знал по-русски. Приехал зимой, желал поскорее добраться до гостиницы. У вокзала стояли извозчичьи пролетки. Пытался объяснить, что ему нужен отель. Один из бородатых кучеров приподнял шкуру в своем «экипаже» и жестом пригласил Карла сесть. Когда обрадованный Вальдбруннер уселся, извозчик быстрехонько привез его в ГПУ (НКВД). Проявил бдительность. Вот так! Мы стояли на привокзальной площади, вокруг стояли случайные прохожие. Довольный министр весело смеялся, а нам было не до смеха. Почему же никто не предупредил наше начальство, что Вальдбруннер говорит и понимает по-русски? Или, может быть, не знали? А гость продолжал рассказывать, как он ехал дальше, через Челябинск, добираясь до Кыштыма. Оказывается, он там жил и работал несколько лет. Женился на русской девушке, и сын у него – Коля… Гость сообщил, что хотел бы посетить Кыштым, чтобы встретиться с товарищами по работе, и это конечная цель его поездки.
Следует отметить, что в Кыштым в то время гостя привозить было нельзя. Искали объяснения для такого случая. Видимо, нашли, т.к. нам стало известно, что встреча «кыштымцев» с Вальдбруннером состоится в Челябинске, в гостинице «Южный Урал».
Когда поезд отошел от перрона, мы с М.А. Лопатиным облегченно вздохнули, зная, что эстафету примет Челябинская энергосистема. Но не тут-то было. Утром следующего дня меня срочно вызвали к управляющему. Д.И. Карпенко держал трубку телефона и успел мне сказать, что на проводе Маринов и требует немедленно найти какую-то «варежку» Вальдбруннера. Это же Маринов повтори и мне. Поручил мне любой ценой найти эту «варежку», которую министр, видимо, оставил в гостинице. И добавил, что это своеобразный талисман, который дала в дальнюю дорогу жена. Без талисмана министр «кислый», вялый и грустный.
Я сказал, что постараюсь найти. Но как передать? Самолетом, ответил начальник Главуралэнерго. Бегу в гостиницу, но еще не очень понимаю, что я должен искать. В гостинице был порядок: ничего не выбрасывать после именитых гостей. Мне была предоставлена возможность порыться в мешке с окурками, обрывками бумаг, газет и всяким другим мусором. Наконец, я увидел какую-то мохнатую, не очень чистую и уже совсем не новую тряпицу в виде мешочка, который закрывается, если потянуть за веревочку. Это и была «варежка» министра, а проще сказать – своеобразная мочалка из ворсистой ткани. Мыться такой удобно. Но чтобы поднимать из-за этого международный вопрос?! Я же был радешенек, что первую половину данного мне поручения выполнил. Отправить «варежку» самолетом в Челябинск было делом техники.
Вскоре позвонил довольный Маринов: вопрос был закрыт и талисман нашел своего хозяина».
Материал предоставлен Валерией Горонковой