30.05.14 16:45, Пятница
Подстанция «Верхний Уфалей» - ровесница ЧГРЭС
РИА «Энергетика и ЖКХ» продолжает знакомить читателей с историей становления уральской энергетики. В 55 выпуске мы публикуем воспоминания одного из ветеранов Челябэнерго об особенностях эксплуатации послевоенного электросетевого хозяйства
К.Г. Бакалинский был начальником релейной службы Челябэнерго в 1976-1988 годах. Вот как он рассказывает о сути релейной защиты: «Когда я окончил институт, мечтал вернуться в родной Челябинск, но меня направили в Верхний Уфалей на подстанцию 110 киловольт. Там уволился релейщик, и потребовалась срочная замена. Что такое релейная защита? Электрические сети представляют собой многие сотни километров линий, тысячи подстанций. Такая грандиозная сеть не может иногда не повреждаться. Так вот, задача релейной защиты – точно определить место повреждения и отключить линию. Это сложно сделать. По общему мнению, релейщики – наиболее грамотные специалисты. Они должны знать и сеть, чтобы ее защитить, и устройства, благодаря которым это можно сделать». Так что назначению своему молодой инженер был очень рад.
К.Г. Бакалинский
Он продолжает рассказ: «Подстанция «Верхний Уфалей» — одна из старейших в Челябинской области, появилась одновременно с ЧГРЭС. Это единственный источник питания этого города и еще и «сороковки» — военного объекта, известного ПО «Маяк».
Линий, что питали город, было мало. К примеру, весь Нязепетровск питался по одной линии 110 киловольт, к Уфалейскому меткомбинату вели две линии 6 киловольт. Если приходилось ремонтировать сеть, ни с чем не считались.
Как-то договорились об отключении Нязепетровска, предупредили завод. От Уфалея до Нязепетровска 50 километров. А тут дожди зарядили, дорогу развезло, не проедешь. Взяли мы с монтером приборы, уложили в рюкзаки, закинули их за спину и прошли 50 километров пешком, чтобы не сорвать ремонт. Правда, обратно на машине приехали – дорога подсохла.
Еще помню случай. От нас до Каслей можно было добраться лишь по узкоколейке: ходил паровозик с двумя теплушками. Поскольку желающих ехать всегда было много, то не то что в вагоне, а и на буфере сложно было устроиться. Однажды, чтобы приехать в срок, мне пришлось ехать, зацепившись за паровозную трубу. Приехал негром.
В 1957 году меня перевели на строительство подстанции «Шагол». Промышленность развивалась бурно, вводились все новые блоки Южноуральской ГРЭС, энергию от нее надо передавать, вот и потребовалась подстанция «Шагол», напряжение которой поначалу было 220 киловольт.
И только в начале 60-х годов, когда пустили блоки Троицкой ГРЭС, на «Шаголе» появилась надстройка 400 киловольт, а потом и 500».
Валерия Горонкова