20.06.14 14:27, Пятница
СУГРЭС – Свердловск: самая протяженная в мире теплотрасса
РИА «Энергетика и ЖКХ» продолжает знакомить читателей с историей становления уральской энергетики. В пятьдесят седьмом выпуске мы расскажем о том, кто стоял у истоков проекта самой протяженной в мире теплотрассы
Свердловские теплоэнергетики гордятся, что теплотрасса, подающая тепло и горячую воду от Среднеуральской ГРЭС Екатеринбургу, — самая длинная в мире. Ее протяженность – свыше 30 километров. Она была введена в строй в 1962 году и связала в единую систему теплоснабжение трех городов – Среднеуральска, Верхней Пышмы и Екатеринбурга (тогда Свердловска). Для реализации проекта пришлось модернизировать турбины электростанции с тем, чтобы сделать ее станцией комбинированной выработки и тепла, и электроэнергии.
Георг Давидович Бухман, молодой, но очень грамотный инженер, не один год проработавший на СУГРЭС и отлично знавший ее тепловую часть, стоял у истоков необыкновенного проекта. Он вспоминает: «Обстановка в Свердловске была просто катастрофическая: котельные нещадно дымили, а тепла не хватало все равно. Было принято смелое решение организовать дальнее теплоснабжение от Среднеуральска. Управляющий Свердловэнерго Абрам Михайлович Маринов направил меня в Ленинград для получения экспертного заключения о нашей инициативе. Почему именно в Ленинград? Они были пионерами в области централизованного теплоснабжения. Правда, длина теплопровода была всего 600 метров, а мы предлагали в несколько десятков километров. Но там жил и работал ученый с мировым именем Л. А.Мелентьев, его слово было решающим.
Г.Д. Бухман
Он пригласил меня к себе домой. Угощал чаем. Беседовал, как со старым знакомым. Об Эрмитаже, о театре. Посоветовал посмотреть премьеру в театре Акимова «Деревья умирают стоя». И прочел великолепную лекцию о проблемах и достоинствах дальнего теплоснабжения. Через три дня я получил от него заключение, где проект оценивался на «отлично».
А надо сказать, что по указанию Маринова я каждый день звонил ему по междугороднему телефону и докладывал о ходе дел. Когда я сообщил о положительном заключении, Абрам Михайлович велел мне полностью зачитать его по телефону. Когда я возразил, сославшись на объемность документа, управляющий сказал: «Ничего. Париж стоит мессы». Я читал текст больше часа. Это был самый длинный телефонный разговор в моей жизни».
А.М. Маринов
До пуска этой магистрали Свердловск обеспечивали теплом 860 угольных котельных, которые обрушивали на головы свердловчан более 120 тонн золы в месяц. Зимой загрязненность воздуха превышала нормы в пять-восемь раз. Пуск теплотрассы позволил закрыть все котельные и улучшил экологическую обстановку в городе.
Любопытно, что для прокладки теплотрассы по городу пришлось снести 46 частных домов. И городские власти пошли на этот шаг, выделив жилье для владельцев снесенных зданий.
Город развивался, ему требовалось все больше и больше тепла. И система прирастала все новыми объектами: тепловые сети объединились со Свердловской ТЭЦ, позже к ним присоединились Первоуральская ТЭЦ, построены Кировская и Гурзуфская котельные.
Положение значительно улучшилось, когда ввели в строй новую ТЭЦ ВИЗа. И, наконец, с вводом в 1982 году Ново-Свердловской ТЭЦ к теплу подключили город Березовский.
Валерия Горонкова