26.09.14 16:34, Пятница
Тюменская энергетика: новые страницы
РИА «Энергетика и ЖКХ» продолжает знакомить читателей с историей становления уральской энергетики. В 70 выпуске мы публикуем воспоминания о сложностях доставки оборудования и переводе подстанции «Демьянская» на 500 кВ
К 1970 году тюменская энергетика состояла из следующих мощностей: Тюменская ТЭЦ мощностью 350 мегаватт, работающая на местном торфе; две линии электропередачи напряжением 110 киловольт, соединяющие ТЭЦ со Свердловской областью; линии 110 киловольт до Тобольска и Ишима, ВЛ-500 Тюмень-Сургут, работавшая на напряжении 220 киловольт. С подстанциями «Усть-Балык» и «Каркатеево», ВЛ-220 Тюмень-Тавда, Сургут-Мегион, работавшая на напряжении 110 киловольт с подстанцией «Мегион», подстанция 220 киловольт «Сургут» с отходящими линиями и подстанциями 110 киловольт «Западный Сургут», «Солкино», подстанция строящейся Сургутской ГРЭС-1, подстанции 110 киловольт «Самотлор» и «Нижневартовск». По сегодняшним меркам – мощь небольшая, но она была создана на пустом месте, среди непроходимых болот за неполные пять лет свердловскими энергетиками: строителями, монтажниками, наладчиками, эксплуатационниками.
Напомним, что работой руководил управляющий Свердловэнерго Валентин Павлович Трачук, а его первыми помощниками были молодые инженеры, получившие из рук руководителя не только высокие должности, но и огромную ответственность за важнейшее дело. Это уже упомянутые нами в прошлом выпуске Валерий Иванович Коробов и Юрий Федорович Родионов.
В.И. Коробов и Ю.Ф. Родионов
В 1997 году, когда Тюменьэнерго уже была мощной самостоятельной энергосистемой, Энергоатомиздат выпустил книгу «Тюменская энергосистема: героические будни созидания». В ней собраны интереснейшие воспоминания тех, кто стоял у истоков первых киловатт. Есть среди них и воспоминания Валерия Ивановича Коробова, в ту пору заместителя Министра Минэнерго СССР. Он пишет:
«Доставка всех грузов осуществлялась только по водной схеме: по рекам Обь и Иртыш. Для этого соорудили крупные перевалочные базы в Омске и Сургуте, на которых установили уникальные консольные краны грузоподъемностью 250 тонн с причальными стенками. Эти краны позволяли перегружать тяжеловесы. Например, статор блочного генератора весом 160 тонн, еще более тяжелый блочный трансформатор и т.д.
Часто мы заказывали оборудование по два раза. Что греха таить, при тех транспортных схемах часто оборудование терялось и повреждалось. Каких только происшествий не было за эти годы: от автоматического сброса высоковольтных опор из-за раскачки вертолета при сильном ветре до потопления в болоте 85-тонного трансформатора.
Все строительные материалы, начиная от песка, цемента и гравия, доставлялись водой, так как никаких строительных материалов в Сургуте не было. Так же с Большой Земли доставлялись все сборные железобетонные и металлические конструкции. Только мелкие грузы возили по зимникам автотранспортом и грузовыми самолетами. А людям надо было дать жилье, детские сады, школы. Ехали в те края в основном молодые, сильные телом и духом люди».
Уполномоченным по строительству подстанций 500 киловольт от Свердловэнерго был Юрий Федорович Родионов. Вот его воспоминания о переводе подстанции «Демьянская» на 500 киловольт:
«Прибыл на стройку в мае 1972 года. Крыла 500 не было совсем, а 220 надо реконструировать. Партнерами были трест «Электроуралмонтаж» и мехколонна Уралэлектросетьстроя. Любое отключение севернее Сургута вызывало остановку нефтедобычи, а значит гнев руководства вплоть до Москвы. Поэтому важно было выполнять работы с минимальным числом отключений.
Мы составили тщательно отшлифованную программу, предусмотрев за весь цикл перевода подстанции на 500 киловольт три отключения. Во время первых двух не перебрали ни минуты. Самым сложным и ответственным было последнее.
В пять часов утра прибыли на подстанцию. Темно. Мороз усиливается. С отключением подстанции погасло все. Сварка работала от трактора, для людей разожгли костры. Питание сухим пайком, завезли и водку. Работать начали споро, но скоро люди устали, да и мороз под 40 градусов. Работать тяжело, руководить еще труднее. Дисциплина никуда.
Осталась последняя операция – смонтировать на опоре 16 зажимов. Мы уже перебрали время, терзают звонки от обкома до ЦК, а рабочие мехколонны ни за что не идут наверх, хоть ты им что!
У монтажников бригадиром был Герой Соцтруда Аркадий Лебедев. Он пользовался у рабочих большим авторитетом. Я – к нему. Пришел, а он лежит в холодном бараке, в полушубке, валенки задубели. Говорю: «Спасай!». Он поартачился, но пошел к своим поговорить. Возвращается. Сообщает условие: за каждый зажим – по тысяче рублей под личное честное слово Валентина Павловича Трачука. Такая была у того репутация человека слова.
Деньги по тем временам просто сумасшедшие. Звоню ночью Трачуку, он, конечно, не спит, говорит: «Обещай!». Через час подали напряжение. Деньги монтажники потом получили, не знаю уж, как убедил Трачук управляющего Уралэлектросетьстроя Барышникова».
Вводились и генерирующие мощности. В 1972 году был пущен первый мощный тюменский блок 210 мегаватт на Сургутской ГРЭС. Об этой стройке мы расскажем в следующем выпуске.
Валерия Горонкова