17.10.14 17:44, Пятница
Семидесятые годы – время созидания и дефицита
РИА «Энергетика и ЖКХ» продолжает знакомить читателей с историей становления уральской энергетики. В 73 выпуске мы расскажем, почему в период бурного строительства электростанций крупная промышленность регулярно оставалась без электроснабжения
Хронология семидесятых лет прошлого века изобилует масштабными событиями. Вот их краткий и далеко не полный перечень:
1970 год – пуск первого блока Рефтинской ГРЭС, которой суждено стать флагманом уральской энергетики.
1972 год – ввод линий 500 киловольт РГРЭС – Тюмень и РГРЭС – Южная. Пуск первого энергоблока Сургутской ГРЭС.
1974 год – пуск первого на Урале блока 500 мегаватт на Троицкой ГРЭС, пуск подстанции «Иртыш» 500 киловольт, ввод подстанции «Вязовская» 220 киловольт для питания НТМК в Нижнем Тагиле.
1975 год – ввод ЛЭП-500 Ириклинская ГРЭС – Магнитогорск.
1977 год – пуск ЛЭП-500 Сургутская ГРЭС – Мегион.
1978 год – Пуск Чайковской ТЭЦ-18 в Пермской области. Начало строительства Челябинской ТЭЦ-3.
К концу десятилетия работают на полную мощность РГРЭС и Сургутская ГРЭС, значительно расширена Среднеуральская ГРЭС, развиваются электросети высокого напряжения. Ежегодно энергетики рапортуют о новых победах. А на местах вводятся ограничения потребителей, установлены очереди отключения заводов. Почему?
Вспоминает главный инженер Челябэнерго Авангард Сергеевич Еловиков: «Несмотря на колоссальные вводы мощностей, мы стояли перед фактом: потребление опережало рост выработки электроэнергии. И в отдельные периоды ЦДУ ЕЭС вводило аварийные ограничения мощности потребления. Причем они были настолько велики и неожиданны, что производство останавливалось или расстраивалось. В Челябинске это относилось к Челябинскому металлургическому комбинату, Челябинскому металлургическому заводу, Челябинскому тракторному заводу и другим местным предприятиям. Такое положение вызывало естественное недовольство действиями энергетиков со стороны руководства области и промышленных предприятий. Были разработаны так называемые «режимы потребления», которые передавались по радио в несколько закодированном виде. Но потребитель знал, кого будут ограничивать. И такое положение продолжалось лет 15».
А.С. Еловиков и Н.С. Федоров
Положение анализирует генеральный директор Уралэнерго Николай Семенович Федоров — человек, проживший долгую жизнь в энергетике. Он пережил и бурное созидание, и время приватизации, и сложности перестроечного и постперестроечных времен, и все время держал руку на переменчивом пульсе энергетики: «70-е годы – время усиленного бурного строительства как электростанций, так и электросетей. Но почему же, несмотря на невиданные темпы, мощностей не хватало?
Во-первых, беспрестанно росло электропотребление в промышленности. В сельском хозяйстве появились крупные животноводческие и птицеводческие комплексы, которые стали потребителями первой категории. Кроме того, львиная доля нагрузки шла в Западную Сибирь, где полным ходом шло освоение нефтяных и газовых месторождений. Эти объекты не ограничивались никогда, и вся нехватка мощностей ложилась на плечи энергетики Урала. Отсюда и лимиты, и ограничения, и отключения. И это продолжалось до выхода на проектную мощность Ириклинской ГРЭС в Оренбуржье в 1979 году, Сургутской ГРЭС-2 в 1982 году, Пермской ГРЭС в 1986 году. С их пуском стало полегче».
Валерия Горонкова