20.02.15 17:30, Пятница
История энергетики: от взаимозачетов - к живым деньгам
РИА «Энергетика и ЖКХ» продолжает знакомить читателей с историей становления уральской энергетики. В 90 выпуске мы расскажем о том, как в тяжелые девяностые годы энергетики работали за раковины и тушенку
Неплатежи достигли громадных размеров, живых денег не хватало. Платили всем, что только можно было рассчитывать как-то реализовать. На предприятиях были созданы подразделения, сделавшие взаимозачеты своей профессией.
Вспоминает исполнительный директор Тяжпромэлектропроекта Ирина Викторовна Черкашина, державшая руку на пульсе взаимозачетов в тот период: «Как происходили расчеты? Мы открываем заказы на продукцию того или иного предприятия, с которым нас связывают договорные отношения. Например, у НТМК покупаем рельсы, балки, другой прокат. Продаем партнерам, причем с большим дисконтом. Но случалось, что нас обманывали, и деньги за отгруженный металл мы не получали. Предприятие «Уралчермет» рассчитывалось унитазами, раковинами, крышками для консервирования. Комбинат «Горный», структура «Госрезерва», платил нам тушенкой и рыбными консервами. Всю эту продукцию надо было реализовать, превратить в деньги, а это давалось нелегко. Люди сидели без зарплаты. Но работали и верили, что придут лучшие времена».
В.И. Матасов
Рассказывает главный инженер Пермэнерго Владимир Иванович Матасов: «Живых денег практически не было. Когда мы с генеральным директором Андреем Владимировичем Киташевым садились делать финансовый план на следующий год, знали, что в первую очередь надо платить налоги и зарплату – это не обсуждается. Далее – ремонты, реконструкции, платежи за покупную энергию – мы до 30 процентов покупали у РАО, своей не хватало без Пермской ГРЭС, которая после акционирования стала собственностью РАО.
А.В. Киташев
На ремонт в полной мере не хватало. Как технический специалист я прекрасно понимал, что железо это железо, и если его вовремя не отремонтируешь, жди аварию. И хоть денег не хватало, выкручивались, как могли, взаимозачетами, например. Помню такой случай. РАО ввело железное правило: если не выполняется сальдо-переток, то вводится дополнительное задание по этим сальдо-перетокам. Так вот, нам не хватает 30 миллионов рублей для самых необходимых работ. Киташев говорит: «Вижу один выход. Давай не будем платить РАО за покупную энергию. Сколько нам потребуется выдать дополнительно, если не заплатим?» Я прикинул, что набросят сотню мегаватт. «Пройдешь?» — генеральный спрашивает. — «Впритык можно попробовать». Поговорил с главными потребителями, попросил на время замера снизить нагрузку. Но все же нервничал и когда шел замер, мы с генеральным на щите сидели. Следили, как идем. Прошли мегаватт в мегаватт точно. Но через неделю вызывают в Москву: мол, одного мегаватта не хватило. Генерал там втык получил, а мне велели сдать внеочередной экзамен по правилам эксплуатации».
О парадоксах того времени мы продолжим рассказ в следующем выпуске.
Валерия Горонкова