Войдите на сайт


25.04.12 10:49, Среда

Владимир Базаров: Я готов к тому, что буду битым

Владимир Базаров: Я готов к тому, что буду битым

Назначение директора департамента экономической политики администрации Сургута Владимира Базарова на пост «главного коммунальщика» города стало для общественности довольно неожиданным

Назначение директора департамента экономической политики администрации Сургута Владимира Базарова на пост «главного коммунальщика» города стало для общественности довольно неожиданным. На кресло директора департамента городского хозяйства (ДГХ), пустовавшее с начала января, после ухода на пенсию Александра Калачева, прочили разные кандидатуры. И назначенца первого зама главы города Романа Маркова — Вадима Кочеткова (сейчас он занимает пост замдиректора ДГХ), и руководителей двух крупнейших управляющих компаний Сургута (Центрального и Восточного ДЭЗов) Рафаиля Ульбекова и Вячеслава Чуракова. Однако кадровое решение довольно внезапно было принято в пользу Базарова. О том, почему он согласился на эту «расстрельную» должность, зачем управляющие компании «шантажируют» администрацию, и станет ли Сургут вновь «оазисом благополучия», Владимир Базаров рассказал порталу ejnews.ru.

— Не буду вас спрашивать, почему вы согласились на эту должность. Наверное, потому что есть такое слово — надо…

— А я могу ответить. Во-первых, действительно есть такое слово — надо. Во-вторых, для меня это однозначно профессиональное развитие, потому что когда у тебя «кипит мозг» — это хорошо. Я совершенно четко понимаю, что опыт и навыки, которые можно приобрести в ДГХ, наверное, трудно где-то еще в структурах муниципалитета заработать. И есть еще одна веская причина: я вырос в Сургуте и живу здесь много лет. Мне небезразлично, как выглядит город, и как в нем живется. Были же у нас моменты расцвета. Помните, раньше говорили: «Сургут — оазис благополучия»? Эту фразу критиковали, но ощущение-то было? Сегодня его нет, и хочется, чтобы оно вернулось. А вдруг получится? По крайней мере, я хочу приложить усилия к тому, чтобы это случилось.

— Вы проработали на новой должности около недели, познакомились с коллективом. Уже определили для себя первоочередную задачу? Отличается ли она от той, с которой вы изначально шли на этот пост?

— Не отличается. Но появились, так сказать, новые вводные. В городе достаточно серьезная ситуация с субсидиями на пассажирские перевозки, и она требует незамедлительного вмешательства. Сейчас я продолжаю знакомиться с отраслью. Пока это происходит, в основном, через подчиненных. Приглашаю руководителей отделов, они рассказывают, чем занимаются. Дело движется, как я и планировал, но не так быстро, как хотелось бы. Сначала думал, что за неделю со всеми пообщаюсь, посмотрю все документы, а потом поеду по предприятиям. Но всплывают то новые задачи, то думские комитеты, слушания. Думаю, как минимум полгода в таком темпе придется работать. Но не могу сказать, что потом будет легче.

— Накануне вашего назначения в городе сложилась непростая ситуация в коммунальном секторе. Депутаты были возмущены тем, что администрация города полностью вышла из участия в уставном капитале двух крупнейших управляющих компаний. Парламентарии обеспокоены тем, что теперь у муниципалитета не будет рычагов воздействия на коммунальщиков. А как вы считаете?

— Наличие у муниципалитета 25% акций УК ничего не меняло. Будь у нас 25% плюс один голос, тогда был бы блокирующий пакет. Но, с другой стороны, это бы нам уже не позволяло участвовать в 185 федеральном законе, по которому город получил более одного миллиарда рублей на ремонт домов.

— А как же возможность посмотреть, например, бухгалтерские документы? Не секрет, что ряд коммунальщиков те же деньги на ремонты домов не всегда используют по целевому назначению.

— Я говорил бы не о том, что надо смотреть бухгалтерию, а о том, что департамент, на мой взгляд, должен следить за ходом исполнения работ. Есть смета на ремонт, в которой четко все прописано, есть акт выполненных работ, где обозначены объемы, расценки и т. д. Администрации нужно четко отслеживать, чтобы все это было выполнено. Да, нареканий в этой сфере много. Но, с другой стороны, нельзя забюрократизировать процесс и придираться к каждой копейке.

— На ваш взгляд, будет ли необходимость создавать муниципальную управляющую компанию в Сургуте? Если брать во внимание слова Рафаиля Ульбекова о том, что он будет отказываться от ветхого жилого фонда, домов, которые не платят и т. д., рассматривается ли такой вариант?

Прежде всего, надо налаживать партнерские отношения с управляющими компаниями. Мне и глава поставил такую задачу, и я сам ее понимаю.

А до сих пор эти отношения были неравными?

Не то чтобы неравными, но было некое противостояние, перешедшее в открытую форму. Сейчас есть возможность начать все с чистого листа. Дело-то одно делаем. И Ульбеков, и Чураков — это супер-профессионалы, лучше которых тему управления жилищным фондом вряд ли в городе кто-то знает. «Терять» их я считаю стратегически неправильным. И думаю, если мы наладим отношения, то темы отказа от домов не будет.

То есть, это был крайний ход с их стороны?

Возможно, это был крик души. Повторюсь, нужно взять за отправную точку сегодняшний день и перенести из прошлого весь наработанный позитив. А все недопонимания разрешить. Ну, а если чисто теоретически предположить, что УК будут отказываться от жилого фонда, то для управления им муниципальное предприятие создаваться точно не будет. Это не вписывается ни в какие современные законодательные и жизненные реалии. Эти дома либо будут перехватывать другие УК, либо в них будут создаваться ТСЖ.

— А как быть с недобросовестными коммунальщиками, которые из года в год, меняя лишь названия, но не собственников, орудуют на рынке ЖКХ? В любом другом бизнесе все понятно — плохой предприниматель, который работает нечестно, обманывает клиентов, по законам рыночной конкуренции «отмирает» сам собой. В коммунальной сфере почему-то этого не происходит. Мы знаем, как сложно жителям бывает поменять управляющую компанию, которой они недовольны.

— Сколько лет мы находимся в частном коммунальном бизнесе? Несколько. То, что сейчас происходит — наверное, закономерный ход вещей, просто потому что ситуация еще не вызрела. Для нас это настолько новая явь — частные управляющие компании. Люди только-только начали осознавать, что они собственники. А многие пенсионеры вообще этого не понимают. Нужно время — ситуация будет развиваться, и на этом рынке обязательно появится конкуренция. Давно ли мы были счастливы, покупая в киосках первые импортные продукты очень-очень сомнительного качества?

— Все эти напитки безумных цветов…

— Да. А ведь это было совсем недавно. Сегодня ситуация изменилась в корне. Есть эти же киоски, но появились и современные торговые центры, супермаркеты. Здесь ситуация будет происходить таким же образом. Уверен: люди почувствуют, что они хозяева, и никто кроме них за их жилье не отвечает. Во-вторых, появится рынок коммунальных услуг. Когда-то у нас было две управляющие компании на весь город, сегодня их 45. Изменится законодательство, которое позволит упростить процедуру смены УК. Сейчас есть недостатки, перегибы, шероховатости, но это нормальный процесс. Задача администрации — сделать так, чтобы это развитие было наименее болезненным для жителей города. Мы сейчас переживаем даже не переходный период, а период созревания, которому свойственен «подростковый» максимализм. До зрелости нам еще далеко, это точно.

— Каким вы видите решение вопроса о привлечении частных инвестиций в сферу ЖКХ? У вас есть опыт вовлечения бизнеса в жизнь города. Наверняка он здесь пригодится?

— А правильно ли вообще, что мы пошли по пути развития, а не по пути реконструкции старых микрорайонов — Строителей, НГДУ, — где есть инженерные сети и все необходимые подключения? Вопрос даже не в том, что в новых микрорайонах не хватает мощностей, а в том, что некоторые застройщики просто не хотят платить тариф на подключение. Есть и еще одна проблема. Частные компании, строя на свои деньги инженерные сети, обязаны потом передать имущество муниципалитету. А они этого делать не хотят. У нас есть пример, когда 400 метров теплотрассы оказались в частных руках. Ее собственники уже два года пытаются установить свой тариф и с одного микрорайона брать деньги за то, что по их трубе будут идти тепло и вода. Где гарантия, что частные компании, построив сети и не передав их муниципалитету, не будут диктовать условия и поднимать цены за коммунальные услуги?

— Стоимость коммунальных услуг — это вообще больной вопрос для населения. На встречах с депутатами, чиновниками жители постоянно жалуются и на рост цен, и на непрозрачность тарифообразования…

— Не надо забывать, что если строительные работы, например, можно удешевить, привлекая иностранную рабочую силу и т. д., то в коммуналке очень трудно это сделать. Сегодня цена на коммунальные услуги, на мой взгляд, адекватная. Тарифы растут пропорционально инфляции, а предприятия ЖХК ведут серьезную работу по снижению затрат — и Горводоканал, и Городские тепловые сети. Жители действительно больше жалуются не на высокую квартплату, а на различного рода перерасчеты, которых они не понимают. Понятие прозрачности тарифообразования для жителей — очень сложная тема. Расчеты тарифов — это тома документов, начиная от технологического процесса до накладных расходов. Конечно, можно опубликовать их на сайте. И если в городе 10–15 человек их осилят, это хорошо. Но в массе это проблему не решит.

Можно сделать по-другому. Я недавно был на встрече с жителями и услышал интересную вещь, которую, думаю, надо внедрить у нас. В Тюмени в расчетках тариф на содержание жилья (а это одна из самых больших цифр) полностью расписывают — сколько стоит уборка территории, мытье подъездов и т. д. У жителей должна быть ясность и понимание, за что они платят деньги, а управляющие компании обязаны по первому требованию эту информацию давать. Сфера услуг в городе вообще хромает, и коммунальных в том числе. Я на днях собрал управляющие компании, чтобы познакомиться — они мне о своих горестях рассказали, я им о своих. Проблема зачастую даже не в том, как оказываются услуги, а в том, что коммунальщики с людьми поговорить не могут. Некогда им. Жители, не получив ответов, начинают возмущаться. Я руководителям УК сообщил, что хочу изменить сложившиеся взаимоотношения между ними и администрацией, потому что и они сами не всегда могут получить информацию — не раз слышал от знакомых, что в ДГХ пробиться невозможно. Я коммунальщикам честно сказал, что мы в этом плане не дорабатывали, и что я себе ставлю задачу — чтобы до них вовремя доводилась информация, чтобы к их мнению прислушивались при принятии решений и просто по-человечески с ними разговаривали. Но взамен я хочу следующего — точно такого же отношения работников УК к жителям.

— Вы, с одной стороны, в удачное время заняли должность: снег уже сошел, убирать его не надо. Но с другой стороны, сейчас все увидели, что город-то грязный оказывается. Будем наводить порядок?

— Уже наводим и достаточно интенсивно. Дорогами и тротуарами занимается наш департамент, зеленой частью — комитет по природопользованию и экологии. Дороги подметаем, вычищаем с обочин скопившуюся грязь. Мы главе пообещали к 1 мая навести порядок. Сейчас идешь по городу — видно, что все уже не так все плохо. Но вопрос тут не только к коммунальным службам, но и к жителям Сургута. Как же мы себя до такого довели? Проезжаешь мимо домов — под окнами лежат горы мусора. Люди не удосуживаются вынести его в мусоропровод, я выкидывают в окно. Я такое видел в Индии и Таиланде. В ряде азиатских стран так принято. Видимо, по части грязи мы азиаты…

— Зато в Сингапуре за жвачку на 1000 долларов штрафуют…

— Вопрос штрафов и наказаний для нас очень острый. Полномочий муниципалитета для его решения не всегда хватает. Вот, стоит торговый центр, возле него мусор. Штраф за это — 1000 рублей. Предпринимателю проще хоть каждый день эти деньги платить, чем убрать вокруг.

— Может, иногда просто некуда выбросить мусор? С урнами в городе — явная нехватка.

— Есть такое. Я этот вопрос себе пометил. Думаю, что надо больше внимания уделять работе с юридическими лицами, с организациями, которые на своих участках должны наводить порядок. Мне нравится опыт Тюмени: Евгений Куйвашев, будучи мэром, ввел систему квартальных — за каждым кварталом следил человек, который ходил по микрорайону, искал нарушения и выписывал штрафы. Хорошая была практика, но с изменением законодательной базы штрафы ушли на уровень субъекта федерации. А когда деньги оставались в муниципалитете, собранные деньги «отрабатывали» зарплату этих людей. Я сейчас думаю, как использовать этот опыт, где взять таких людей.

— Может быть, стоит ТОСы подключить?

— ТОСы очень активны, и на прошлой своей должности мы их подключили к вопросу незаконной торговли алкоголем, они очень быстро откликнулись. Думаю, здесь можно сделать то же самое.

— Не могу не спросить про еще одну больную для Сургута тему — дороги. Есть ли шанс привести их в нормальное состояние?

— В этом году в бюджете на ремонт дорог было запланировано 148 млн рублей, а сейчас депутаты выделили еще 163 млн. дали. Думаю, мы приведем дороги в порядок. Но я больше переживаю по поводу внутриквартальных проездов — они в гораздо худшем состоянии. Часто наблюдаю такую картину: внутри двора обустроен отличный проезд, но въехать во двор практически невозможно. И протяженность проездов, нуждающихся в ремонте, я думаю, не меньше проблемных участков на основных дорогах.

— Работы, судя по озвученным вами планам, предстоит довольно много. И работы порой неблагодарной. Мы же с вами прекрасно понимаем, что главный коммунальщик — это «мальчик для битья», причем битья всеми: депутатами, населением, главой города и т. д. Один из ваших предшественников — Владимир Браташов научился все нелицеприятные выпады в свою сторону очень ловко и порой довольно цинично парировать. А вы уже продумали свою методику поведения, защиты, обороны на этой должности?

— Продумал. Только не способы защиты, а именно методику поведения. Чтобы быть менее битым (а то, что буду битым — я к этому готов), во-первых, нужно делать что то, что заметно улучшает жизнь города. При этом все остальное не должно стать хуже. Во-вторых, деятельность всех коммунальных служб должна быть максимально открытой и прозрачной для всех. Мои предшественники зачастую отказывались от общения со СМИ — уж не знаю, по каким причинам. Этого делать нельзя.

— Наверное, журналисты задавали вашим предшественникам неудобные вопросы?

— Знаете, лучше дать ответ на неудобный вопрос, чем ждать, когда журналисты сами додумают ответ — не всегда профессиональный и правильный. Потом очень сложно объяснить, что журналист ошибся. Поэтому лучше сказать самому. Журналисты на первом моем брифинге признались, что департамент экономической политики был самой доступной для СМИ структурой администрации, и я пообещал, что постараюсь транслировать эту политику и в ДГХ. Чем больше мы говорим, чем больше объясняем людям, тем лучше. И тем меньше повода для домыслов. Так что я постараюсь оставить вам минимум возможностей для додумывания.

Степан Рубежной

Комментарии (0)

 
 
 
Loading...
 
Loading...
 
Loading...
 
Loading...
 
 
 
 
 

Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн