Войдите на сайт


20.06.12 18:16, Среда

Андрей Артемьев: Нельзя решать хозяйственные споры методом задвижки

Андрей Артемьев: Нельзя решать хозяйственные споры методом задвижки

Президент «Всероссийской лиги защитников потребителей» Андрей Артемьев прокомментировал ситуацию с отключениями горячего водоснабжения в Екатеринбурге и рассказал о том, как действовать потребителям коммунальных услуг в случае нарушения их прав

Ситуация с горячим водоснабжением в ряде районов Свердловской области оставляет желать лучшего. Коммунальщики накопили огромные долги перед энергетиками, которые в свою очередь, не желая работать в убыток, прекращают поставку энергоресурсов на котельные. В результате горожане остаются без горячей воды. Причем все: и те, кто исправно оплачивает коммунальные услуги, и те, кто целенаправленно отправляет квитанции в мусорное ведро. Прокомментировать данную ситуацию, а также рассказать о нарушениях в сфере предоставления ЖКУ и методах решения конфликтов с управляющими компаниями портал ejnews.ru попросил президента общероссийской общественной организации «Всероссийская лига защитников потребителей» Андрея Артемьева.

Многие свердловчане этой весной остались без горячей воды. Причина – долги коммунальщиков перед поставщиками ресурсов. При этом воду не получает граждане, исправно оплачивающие коммунальные услуги. Как прокомментируете данную ситуацию?

Хозяйственные споры методом задвижки регулировать нельзя — это самоуправство. Никто не разрешал регулировать подобные вопросы с помощью перекрытия подачи энергии. Законно было всем, кто не рассчитывается за горячую воду, отрезать трубу и заварить ее. В отношении тех, кто платит, абсолютно противоправные действия.

Приведу пример, в начале 1990 годов на Уралмаше 77 домов попали под веерное отключение. Комитет по защите прав потребителей администрации Екатеринбурга подал иск в защиту неопределенного круга лиц. И Ленинский суд признал эти отключения противоправными. «Свердловэнерго» подали кассационную жалобу, но в Областном суде постановили, что решение суда первой инстанции правильное и отмене не подлежит. Затем областная прокуратура возбудила около 20 уголовных дел в отношении тех должностных лиц, которые давали команду отключать энергию, по трем статьям УК РФ: превышение должностных полномочий; злостное препятствие исполнению решения суда, вступившему в законную силу; самоуправство. В нашей области больше не было веерных отключений, потому что никто не захотел стать уголовником. Сейчас та же ситуация, никто не имеет права отключать гражданам горячее водоснабжение.

Андрей Дмитриевич, с какими обращениям граждан вам приходится сталкиваться чаще всего? Какие права потребителей нарушаются в сфере ЖКХ?

Главная проблема — распределение сферхнормативного потребления энергии по общедомовому (коллективному) прибору учета. Согласно постановлению правительства № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» сверхнормативка распределялась по тем собственникам, у кого были установлены индивидуальные приборы учета. Я считаю эту норму в корне неправильной, должно быть обратное действие – распределение по тем, у кого нет приборов учета.

Сейчас сверхнормативно потребленную энергию распределяют пропорционально: первым – по нормативу, вторым – по показаниям счетчика. Но это ведь тоже неправильно. Если распределять по тем, у кого нет приборов учета, то люди поймут, зачем устанавливать приборы учета, и не будет сверхнормативного потребления.

Вторая распространенная проблема – качество ГВС. Оказание услуг в сфере ЖКХ не является передачей материального агента. Мы используем, допустим, воду для получения ее полезного свойства: помыть руки, утолить жажду. Когда речь идет о передаче материального агента – нужно оплатить полученное его количество, но в случае с коммунальной услугой – мы приобретаем полезное свойство, соответственно, оплата требуется тогда, когда услуга была получена: ты смог принять душ, температура воды соответствовала норме. И если вода текла, но холодная, и ты не смог воспользоваться качеством горячей воды – то услуга не получена, и оплачивать ее нет оснований. Хотя в Екатеринбурге действует постановление главы города о снижении оплаты за недогрев, и гражданам делают перерасчет, но фактически в этом случае услуга не оказана, и обязанность платить за такую услугу не следует из закона.

К вопросу о горячем водоснабжении… Очень распространена проблема, когда вместо горячей воды граждане получают еле теплую. Зачастую ТСЖ объясняют это тем, что технически невозможно предоставить воду нужной температуры и предлагают установить водонагреватели в квартире. Правомерно ли это заявление товарищества? Что делать потребителям в этом случае, куда обращаться?

В первую очередь обратиться в УК или ТСЖ с требованием поставлять воду в соответствии с нормативом. Получить ответ от них в письменной форме. Если они отказываются предоставлять услугу надлежащего качества – отправляйтесь в суд с иском к ТСЖ и с требованием, во-первых, возмещения ущерба за установку водонагревателя, а во-вторых, обязанием ТСЖ компенсировать затраты на электроэнергию за дополнительный нагрев воды.

Вообще я придерживаюсь мнения, что гражданам не нужно создавать ТСЖ. Поясню: члену товарищества не поступает горячая вода, он подает в суд, взыскивает деньги и убытки с ТСЖ. Единственный источник дохода товарищества – членские взносы. По сути, удовлетворение исковых требований будет происходить за счет самого истца и его соседей по дому. А вот управляющая компания имеет доход от нескольких объектов, у нее есть ресурсы, чтобы устранить нарушения. И если человек выигрывает исковые требования к УК, то это практически не отразится на его кармане.

Еще одна распространенная проблема – двойные платежки. Какую квитанцию оплачивать?

Платить нужно только той организации, с которой заключено письменное соглашение о предоставлении услуг или договор. Как управляющие компании будут разбираться между собой – это их частное дело, которое будет рассматривать арбитражный суд.

Нередки случаи, когда управдомы, накопив огромные долги перед поставщиками ресурсов, намеренно объявляет себя банкротом. При этом вместе с банкротством компании граждане теряют деньги, которые исправно оплачивали на капремонт дома… Как быть в подобной ситуации?

В данном случае собственники жилья могут обратить внимание правоохранительных органов, прокуратуры на деятельность компании. Я рекомендую писать не коллективное обращение, а индивидуальные – тогда эффект будет мощнее, надзорному органу придется возбуждать уголовное дело. Подобные ситуации — это недоработка правоохранительных органов. Потом что есть в деяниях руководителей признаки мошенничества и даже организованной преступной группировки. Такой проблемой должны заниматься профессиональные юристы.

Вообще защита прав потребителей услуг в сфере ЖКХ попадает по действие ряда кодексов и законов РФ: ГК, ЗОПП, ЖК, постановления правительства. При решении проблемы необходимо рассматривать ее через совокупную законодательную призму.

Но часто энергетики не принимают во внимание особенности закона о защите прав потребителей. Так, в пункте 4 статьи 12 говорится, что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией об услуге, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках услуги. Например, в квартире лопнула труба, и затопило нижние этажи. Разве житель виноват в том, что вода течет вниз? Нет, это закон физики. А чье имущество причинило ущерб? Когда вода становится собственностью гражданина? Когда он открывает вентиль. И, если забыл его закрыть, а вода затопила соседей снизу, то виноват именно гражданин. Но вода в трубе – это имущество энергетиков. А потребитель имеет право не знать, как устроены трубы, когда их нужно менять. Батарея – неделимое имущество дома. По правилам дважды в год сантехник управдома должен осматривать трубы и рекомендовать собственнику под роспись в журнале замену, если она требуется. И, если гражданина во время не проинформировали о необходимости ремонта внутриквартирных сетей, то он имел право этого не знать по закону, а, следовательно, не может быть признан виновным.

Что вы рекомендуете потребителям ЖКУ, чтобы не попасть впросак?

Во-первых, устанавливать индивидуальные приборы учета электроэнергии, воды, газа, а при возможности и тепла. Во-вторых, требовать с жилищников оказания услуг надлежащего качества. Во всех случаях я рекомендую обращаться к грамотным юридическим консультантам, например, горожанам — бесплатно в организованный администрацией города Екатеринбурга МБУ «Центр правозащиты». Автоинформатор о режиме приема: 371-13-16, и, если в добровольном порядке ТСЖ и УК не исполняют законные требования, обращаться в суд.

Комментарии (3)

 
 
 
Loading...
 
Loading...
 
Loading...
 
Loading...
 
 
 
 
 

Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн