06.09.12 15:19, Четверг
Елена Гостинина: Мелкие УК уйдут с рынка
Директор СРО НП «Ассоциации управляющих и собственников жилья» в интервью РИА «Энергетика и ЖКХ» рассказала о том, как составляется рейтинг УК и на какие цели используется компенсационный фонд
Елена Рудольфовна, управляющая компания, входящая в Ваше партнерство, «угодила» в список Госжилинспекции как одна из организаций с наибольшим количеством выявленных и не устраненных нарушений по итогам 2 квартала 2012 года. Планируете ли Вы применять какие-либо санкции?
— Всегда надо быть корректными в публикации таких списков. Рейтинг – это комплексная оценка компании. Данные Госжилиспекции нельзя назвать комплексной оценкой, это всего лишь итог работы ведомства за определенный период. Сами представители надзорного органа, подчеркивают, что это всего лишь их отчетность, составлять рейтинги не в их компетенции.
Наша управляющая компания, попавшая в этот перечень, имела 9 предписаний. Пять были выполнены, по четырем попросили в инспекции отсрочку: какие-то работы выполнят в сентябре, другие – в октябре. Мы держим на контроле все нарекания Госжилинспекции и Роспотребнадзора к организациям, входящим в партнерство. Отмечу, что неисполнение предписаний возможно по ряду причин. Например, из-за недостатка финансовых средств или сезонности работ. Отсутствие выполненных предписаний еще не характеризует добропорядочность компаний.
— А ведете ли Вы внутри своего СРО рейтинг УК?
— В скором времени Госдума рассмотрит во втором и третьем чтениях законопроект о СРО в сфере управления жилфондом. Предполагается, что рейтинг УК будет обязательным. Проект постановления в Минрегионразвития обсуждается. По рекомендательным критериям мы уже сейчас подводим итоги работы управляющих компаний, с января этого года. Учитываем массу показателей: участие компаний в целевых программах (энергосбережение, приборы учета, «1000 дворов», капремонт), наличие жалоб и нареканий, соблюдение стандарта раскрытия информации, анализируем установленный на жилуслуги тариф. Все свои компании раскрываем на сервере Минрегиона – скоро это будет обязательным. Отмечу, что компания, попавшая в список инспекции, одна из лучших УК Нижнего Тагила и входила в наш рейтинг по итогам работы в апреле, заняла второе место.
— Исключали ли Вы уже компании из членов партнерства?
— У нас один рычаг давления на УК: либо ты член СРО, либо нет. Наказать мы не можем, премии лишить тоже. Нашему партнерству три года и за это время из его членов были исключены три организации из-за несоблюдения стандартов и нераскрытия информации. В Свердловской области две действующих саморегулируемых организации. У нас существует паритетное соглашение: если я исключаю компанию из саморегуляции, то в другое СРО ее точно не возьмут. Это сделано для того, чтобы нерадивые понимали: убежав от нас, они не попадут в другую организацию.
— Саморегулируемые организации имеют компенсационный фонд. Поясните, в каких случаях используются средства из него?
— Средства из данного фонда используются для помощи организациям в случае форс-мажорных обстоятельствах. К примеру, произошел взрыв бытового газа в многоквартирном доме. По решению наблюдательного совета при партнерстве мы направляем деньги на ликвидацию ЧП. Каждый случай рассматривается отдельно.
— Каковы размеры компенсационного фонда?
— Сумма минимального платежа определена ФЗ 315 «О саморегулируемых организациях» — 3 тыс. рублей. Конечно, это мизер. Тем более, что взнос платится однократно, но в случае расходования фонда следует дальнейшее его пополнение. Я придерживаюсь мнения, что жилфонд следует страховать. Особенно муниципальный. Если бы жилье было застраховано – главы городов спали бы спокойно. В Свердловской области уже есть ряд территорий, где применяется страхование. Например, в Камышлове и Нижнем Тагиле. Для жильца этот платеж не ощущается — 1-3 копейки в месяц. И, когда кто-то заявляет о дополнительном поборе – я всегда говорю: а вы разделите, посмотрите, какой платеж выйдет. Но в случае неприятности – будут средства незамедлительно решить проблему.
— В случае банкротства управляющей компании, несет ли СРО материальную ответственность перед кредиторами такой организации?
— Когда компания, входящая в СРО банкротится, это очень болезненный для нас вопрос, но он жизненный. Мы, прежде всего, разбираем банкротство, анализируем, почему это произошло. Уже сейчас могу констатировать, что, как правило, это недостаток опыта при заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями. Поэтому мы подготовили и раздали формы договоров единые для всех наших управляющих компаний. В одиночку привлекать для разработки договоров юристов – не целесообразно и затратно. Да и не всегда компании могут позволить себе содержать в штате теплотехника и опытного в сфере ЖКХ юриста. Что касается кредиторов — мы не несем материальную ответственность за банкротство. Компенсационный фонд используется только в случае форс-мажора. Скажем, это заначка на черный день.
— Что еще едино для членов СРО?
— У нас разработаны стандарты предоставления услуг. Это перечень правил игры на рынке жилищных услуг. Мы фиксируем все: договоры управления МКД, тарифообразование на услуги, определяем, какие договоры и с кем заключить, обязанности УК.
Отмечу, что УК не следует принимать договор, предлагаемый ресурсоснабжающими организациями. У нас есть положительные примеры, когда компании удалось отстоять свой вариант договора. Конечно, это сложный процесс, проходящий через арбитражный суд, и скорее всего исключение из правил. Но надо к этому стремиться.
— По Вашему мнению, чего стоит ожидать от обязательного членство в СРО управляющих компаний? Получим ли мы в итоге более прозрачный и чистоплотный рынок предоставления жилищных услуг?
— Я убеждена, что непрофессионалы в основном с рынка уйдут, также было и у строителей. Ведь это же большая опасность, когда приходят в этот бизнес люди нечестные. При вступлении в СРО идет хоть какой-то отбор. Я уверена в членах своей организации, встречаюсь с ними, общаюсь. Вся Европа работает в СРО. Если нарушаешь принятые стандарты – тебя «выгоняют» с работы и ты не имеешь права работать в этом сообществе. Это своего рода общественное министерство. Приведу пример. Ко мне неоднократно обращались представители крупных торговых центров с просьбой принять их в члены нашей организации. Дело в том, что желающие арендовать у них торговые площади иностранные компании требуют от них документы, подтверждающие членство в СРО. Все потому, что европейцы знают, что СРО – это стабильность и отказываются заключать договоры без этого.
Противники законопроекта заявляют, что СРО — это лишняя надстройка, она не будет объективной, не будет реального контроля. Но я не согласна с этим. Управляющие компании обязаны предоставлять нам отчетность. Не все охотно, но это одно из наших условий: хочешь быть членом СРО – соблюдай требования.
Рынок жилищно-коммунальных услуг ждет укрупнение. Когда в одном городе 18 управляющих компаний, а численность населения меньше 50 тыс. человек – это недоразумение. Там достаточно двух-трех компаний, они справятся. Сейчас расходы на штат такого количества УК непомерно велики. Компании, которые пришли в бизнес, вложив только 10 тыс. рублей в уставной капитал, — уйдут точно с рынка.
Комментарии (0)
Loading...
|
Loading...
|
Loading...
|
Loading...
|