Пятница, 26 февраля 2021 года
ГЛАВНОЕ » Наука » Ученые полностью раскодировали геном аксолотля для понимания основ регенерации тканей

Команда исследователей, возглавляемая специалистами из Вены, Дрездена и Гейдельберга раскодировали всю генетическую информацию мексиканской саламандры аксолотля. Геном животного станет мощным инструментом в изучении молекулярных основ отращивания конечностей и других форм регенерации.

Отчет о проекте представлен в журнале Nature. Геном аксолотля стал крупнейшей полностью секвенированной структурой.

Саламандры давно служат ценными биологическими моделями для исследований развития, эволюции и регенерации. Аксолотлю досталось особое внимание за способность восстанавливать части тела. Его выращивают в лабораториях более 150 лет.

Одна из крупнейших колоний аксолотлей находится под надзором команды Элли Танаки, сейчас работающей в НИИ молекулярной биологии Вены (MPI). За годы работы группа создала обширный набор молекулярных инструментов, включая полную базу данных о транскриптомах, показывающую последовательности, кодирующие белки в геноме животного. Используя их, Танака с коллегами смогли определить клетки, начинающие регенерацию, и описать молекулярные каналы, контролирующие этот процесс.

Сложность в работе с геномом аксолотля заключалась в его размерах: он включает 32 миллиарда базовых пар, почти в 10 раз больше, чем у человека. Теперь группе, возглавляемой Элли Танакой, Майклом Хиллером, Джином Майерсом (MPI) и Зикфридом Шлоисниг (Институт теоретических исследований), удалось секвенировать, собрать и аннотировать всю структуру. Анализ генома открыл несколько потенциально уникальных для аксолотля элементов. Исследователи выявили несколько генов, экспрессирующихся только у этих и некоторых других амфибий при регенерации. Так, геном полностью лишился структуры PAX3. Ее функции взял на себя ген PAX7. Оба играют ключевые роли в развитии мышц и нервов.